Консультации Шахно С.Л.

«В первый класс в первый раз»

Каждый поступающий в школу ребёнок, прежде всего, должен хорошо овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать. Правильное достаточно беглое чтение является необходимым условием для усвоения учеником других предметов.

В настоящее время у специалистов уже не вызывает сомнения, что для успешного овладения письменной речью ещё до начала обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:

  • Полноценность овладения речевыми звуками (правильное произношение, умение различать на слух, определять присутствие и место заданных звуков в слове);
  • Достаточность словарного запаса;
  • Сформированность грамматических систем, выражающаяся в умении грамматически правильно оформлять и образовывать от одних слов другие;
  • Владение связной речью;
  • Сформированность зрительно-пространственных представлений (о форме, величине, расположении в пространстве предметов);
  • Полноценность психических функций (память, внимание, мышление);
  • Сформированность тонкой ручной моторики.

Чем лучше будет развита ко времени поступления в школу устная речь ребёнка, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. Письменная речь является отражением устной речи. Письменная речь не может быть «богаче и умнее» устой. Сформированность зрительно-пространственных представлений необходима для четкого усвоения ребёнком зрительных образов букв. К сожалению, не у всех детей названные предпосылки письма бывают сформированы к началу школьного обучения, однако нередко родители попросту не замечают этой задержки и впервые она обнаруживается лишь в процессе уже начавшегося обучения грамоте, когда на базе этих предпосылок должны приобретаться гораздо более тонкие умения и навыки. Так, например, несформированность зрительно-пространственных представлений, не причиняющая особых «неприятностей» в дошкольном возрасте, затрудняет усвоение ребёнком сходных по начертанию букв и приводит к появлению в его письме специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами.

Поэтому очень важно своевременно выявить отставание в развитии детей и обязательно преодолеть его до начала обучения грамоте.

  • В чём же заключается подготовка ребёнка к чтению?

В комплексном развитии. Это подразумевает, во-первых, развитие фонематического слуха. Во-вторых, развитие артикуляции. Артикуляционная гимнастика не менее важна для ребёнка, чем фонематические упражнения. Ещё нужно заниматься развитием зрительного восприятия и зрительно-моторной координации. Но не собственно чтением. Если ребёнок функционально готов к чтению, он сам зачитает. Если не готов, значит, его надо готовить. Готовить к чтению, а не учить читать.

По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов 6 – 7 лет этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже надо.

И ещё один важный вопрос. Могут ли занятия по чтению быть вредными для ребёнка? Могут – в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные  особенности ребёнка, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности – игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребёнка читать.

Для того чтобы в дальнейшем ребёнок легко усвоил грамоту необходимо родителям знать.

Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению:

  • Играйте! Игра – естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
  • Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
  • Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.
  • Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими – ребёнок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
  • Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребёнка достаточно развита. Если речь ребёнка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
  • Овладение чтением требует от ребёнка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и всё, что вам подскажет ваша фантазия).
  • Нежелание ребёнка заниматься – знак того, что взрослый превысил возможности ребёнка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?
  • Ребёнок – это уменьшенная копия взрослого. Ребёнок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
  • Не сравнивайте успехи вашего ребёнка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребёнка.
  • Для каждого ребёнка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приёмы и методы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
  • Никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего ребёнка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен иметь четкие представления о звуках языка.

В зависимости от ситуации звуки речи предстают перед нами в различных своих «обличиях» или образах.

Когда мы слышим звук, мы имеем дело с его слуховым образом. Слуховой образ звука - это конкретный набор акустических характеристик, которые делают звук узнаваемым и отличают его от всех остальных звуков. Для того чтобы правильно «опознавать» слышимые звуки и не путать их между собой, ребёнок должен иметь устойчивые слуховые образы этих звуков.

Когда мы произносим звук, мы имеем дело с произносительным образом. Произносительный образ звука – это чёткое представление о том, как он произносится, какие движения при его произнесении совершают органы речи, и чем он в этом отношении отличается от  других звуков языка. Для того чтобы иметь правильные произносительные образы звуков, ребёнок должен правильно выговаривать их, и его произносительные навыки должны быть устойчивыми. В противном случае, проговаривая звук «про себя» и не имея возможности воспринимать его на слух, ребёнок может легко перепутать его произношение с другим, близким по произношению (по движениям органов речи) звуком.

Когда нам нужно прочитать или «записать» какой-нибудь звук, мы имеем дело с его графическим образом. Графический образ звука – это та буква, которой он обозначается на письме.

Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. Кроме того, он должен иметь хорошо развитые внимание и память, а также уметь совершать разнообразные умственные операции.

Итак, письменная речь – это сложный синтетический процесс, в котором одновременно принимают участие разные психические способности ребёнка.

Зрительное восприятие. Благодаря зрительному восприятию ребёнок узнаёт буквы и различает их между собой.

Пространственное восприятие. Участвует в формировании графических образов звуков. С его помощью ребёнок ориентируется на листе бумаги, определяет направление слева направо, различает похожие буквы, отличающие друг от друга расположение в пространстве своих частей (например, Р – Ь).

Зрительное внимание. Благодаря зрительному вниманию ребёнок, не рассеиваясь, способен удерживать в поле своего зрения необходимый объём зрительного материала (в частности – буквенный ряд), а также в определённой последовательности переключаться с одного зрительного объекта на другой (с буквы - на букву).

Зрительная память.  С её помощью ребёнок запоминает начертания букв, а также порядок следования букв друг за другом.

Слуховое восприятие, а именно такая его разновидность как речевой слух. С помощью речевого слуха ребёнок различает между собой звуки речи, и у него формируются четкие слуховые образы звуков.

Слуховое внимание и память. Они всегда действуют сообща, с их помощью ребёнок способен оперировать со звуками (например, переставлять их местами), удерживать в памяти их последовательность и одновременно представлять целиком весь звуковой ряд.

Кинестетическое (мышечное) восприятие. С его помощью ребёнок как бы «на ощупь» отличает произношение одного звука от другого. Эта способность необходима ребёнку, например, когда он пишет, проговаривая текст «про себя». С помощью кинестетического восприятия формируются произносительные образы звуков.

Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков между собой. Эта способность позволяет ребёнку:

  • правильно повторить услышанный звук;
  • определять, правильно ли он сам произнёс тот или иной звук;
  • подобрать нужную букву к тому звуку, который он слышит;
  • правильно подобрать букву к тому звуку, который он произносит (в том числе – «про себя», когда он может узнать тот или иной звук, только опираясь на его произносительный образ – на движения органов речи);
  • правильно прочитать букву.

Способность к языковому анализу и синтезу. Заключается в умении разлагать целостный фрагмент речи на составляющие его части (предложения, слова, слоги, звуки) и наоборот – составлять из разрозненных единиц речи связные речевые конструкции. С помощью этой способности ребёнок:

  • выделяет звук из слова или слога;
  • выделяет слог из слова;
  • выделяет слово из предложения;
  • соединяет звуки в слог;
  • составляет из слогов слово;
  • составляет из слов предложения.

При чтении ребёнок должен в определённом направлении переводить взгляд с буквы на букву и прочитывать их, т.е. отвлекаться от отдельного звукового содержания каждой буквы и создавать из них новое целое – слог, потом слово.

  • Сначала ребёнку нужно узнать букву, то есть проанализировать её начертание и отличить её от других, похожих на неё букв.
  • После этого надо соотнести эту букву с тем звуком, который она обозначает, т.е. прочитать её.
  • Затем нужно прочитать следующую букву, причём ребёнок должен сделать это про себя, а вслух – произнести уже слог, т.е. совершить определённую умственную операцию – синтезировать звуки в слог.

Наберитесь терпения: пусть ребёнок в начале обучения сколь угодно вспоминает название слога или «тянет» первую букву слога, пока не сообразит, как назвать следующую. Лишь бы он не делал остановки между буквами, а прочёл слог слитно. Если возникают трудности при узнавании и прочтении слога, помогайте ребёнку одним из предложенных ниже способов. Предложите ребёнку варианты правильного ответа на выбор – спросите: «Это БО или ЛО?», «ЛО? ПО? КО?»

Возможно, ребёнок не узнал или забыл одну из букв слога, в этом случае сами назовите буквы, но не используйте при этом слово «и». Правильнее спросить: « Н, О – что получилось?» Не рекомендуется спрашивать: « Н и О – что получиться?» - это разобьёт единство букв и помешает ребёнку правильно сложить слог. Активное и регулярные занятия со слогами – слияниями будут способствовать скорейшему их запоминанию и более лёгкому переходу к чтению слов.

  • В дальнейшем от ребёнка требуется аналогичным образом прочитать следующий слог, вспомнить предыдущий и в надлежащем порядке соединить эти слоги в слово – произнести целиком слово.
  • Причём ребёнок должен произнести это слово не « как попугай» - а «узнать» смысл этого слова.
  • Затем ребёнку нужно прочитать следующие слова в предложения, одновременно удерживая в памяти всю последовательность уже прочитанных слов и понять смысл всего предложения.
свернуть

Речь не передается по наследству. Нормы развития ребенка 6-7 лет

Норма развития речи в период от 6 до 7 лет

Дети седьмого года жизни могут без труда подобрать слова, близкие по смыслу и противоположные по значению. Они отлично пользуются возможностями голоса, могут придавать своим высказываниям различные оттенки интонации, говорить шёпотом, громче и тише, быстрее и медленнее. Они легко описывают предметы, явления и особенности своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

В этом возрасте они могут полным и развёрнутым ответом ответить на вопросы взрослых, облекая свои мысли в чёткую и ясную форму. Они не только легко пересказывают литературные произведения, но и сами могут сочинить сказку и рассказ, придумать для них начало и конец. При пересказе эти дети последовательны и логичны, не отклоняются от основной сюжетной линии.

В речи ребёнка 6–7 лет почти не встречается грамматических ошибок, правильно произносятся все звуки, речь чёткая, в словах правильно расставлено ударение. Словарный запас позволяет создавать образные и яркие высказывания, пользуясь междометиями и устойчивыми выражениями.

Нарушения речевого развития детей и их профилактика

Для детей с задержкой речевого развития в возрасте 6 лет, характерны следующие недостатки усвоения родного языка:

  • Отсутствие большого количества звуков или замена одних звуков другими, может недоставать несколько звуковых групп: свистящих, шипящих, сонорных (р, л);
  • Слова из 4–6 слогов произносятся искаженно, в них не хватает звуков и целых слогов, слоги могут переставляться, заменяться другими (молоток — мотолок, простокваша — постоквашина, регулировщик — легуровщик);
  • Словарный запас беден, в нём не хватает сложных существительных, очень мало прилагательных, отмечается большое количество замен (чашка — кружка, аист — цапля, клубника — земляника, юбка — платье, лось — олень, готовит — варит, шьёт — вышивает, большой — высокий, широкий — длинный);
  • В предложениях часто пропускаются предлоги, высказывания малопонятны, дети не в состоянии озвучить то, что они думают.

Очень важно ограничить недостатки произношения отдельных звуков от таких сложных нарушений, как дизартрия, алалия, общее недоразвитие речи, ринолалия, заикание, задержка психического развития. Точно определить это сможет только логопед совместно с неврологом, отоларингологом, психологом, дефектологом. Своевременно проведённая коррекция речевых патологий поможет ребёнку в дальнейшем успешно учиться в школе.

Чтобы отставание в речи детей 6 лет не стало для них фактором будущей неуспеваемости, нужно заранее позаботиться о стимуляции речевого развития. Детей учат произносить пословицы, скороговорки, поговорки, декламировать стихи, пересказывать прочитанные произведения, инсценировать сказки. С ними играют в различные словесные игры: «Скажи наоборот», «Третий лишний», «Живое-неживое», «Скажи по-другому» и другие.

Если родителям хочется, чтобы у их малыша была содержательная речь, нужно как можно больше читать ему, подбирая для этого лучшие произведения детской литературы. Ни одно прочитанное произведение не должно пройти незамеченным, надо побеседовать по его содержанию, обратить внимание на яркие эпитеты, сравнения, метафоры, объяснить значение непонятных слов. Ребёнку загадывают загадки, просят составить рассказ по картинкам, самостоятельно составить предложение. При этом родители внимательно следят за речью детей, не оставляя без внимания любые ошибки.

Все дефекты произношения должны быть исправлены до школы, иначе возникнут трудности при освоении чтения и письма, и вам придётся искать логопеда, который поможет преодолеть проблемы, избежать которых можно было ещё до школы. У нас есть такие специалисты, мы будем рады помочь вашему ребёнку в трудностях усвоения письменной речи, но всё же лучше позаботиться об этом вопросе заранее и предупредить проблему.

Развитие речи 6–7 лет – яркое свидетельство вложенных в развитие ребёнка сил родителей и педагогов. Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой. Совершенствование речевых умений в этом возрасте не заканчивается, оно будет продолжаться на протяжении всей жизни человека. Богатый словарь, правильная речь, умение интересно высказываться и передавать свои мысли другим – достойный итог речевого развития дошкольника и прочный фундамент для успешного начала школьной жизни.

свернуть

Использование игр и игровых приёмов для коррекции дисграфии

 «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представле­ний, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. Л. Сухомлинский

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать учителю-дефектологу в работе с учащимися с ОПФР в школе.

Задача учителя-дефектолога – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.

Использование дидактических игр способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание учащихся, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

 Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды.

         Пример применения дидактических игр на разных этапах коррекционно-развивающих занятиях с учащимися с ОПФР:

 

Сообщение темы

Ø ИГРА "МОРСКОЙ БОЙ" по теме "ПТИЦЫ"

 

1)  

Б-3

Г-5

З-2

Е-8

З-6

А-8

З-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)

В-6

Д-1

К-5

Б-10

И-3

Ж-7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

ж

к

г

о

й

т

а

к

м

г

Б

о

ж

п

г

р

з

з

а

е

л

В

с

и

в

о

у

и

о

у

н

я

Г

э

я

с

п

е

к

г

л

в

е

Д

в

ю

л

а

к

ж

а

с

ъ

м

Е

ъ

о

и

к

у

ц

щ

о

х

т

Ж

о

с

р

ь

о

з

а

ю

в

у

З

а

н

я

к

н

ч

х

к

а

о

И

ь

л

г

я

в

я

р

о

ь

ы

К

п

щ

н

р

о

н

щ

л

о

б

 

Ø «Изографы» На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь.

 

 

Ø Речевые примеры

Выполните математические действия и назовите получившееся слово:

КОТ – Т + РОТ – Т + ВА=

ПИ + СТОГ – Г + ЛЕВ – В + Т =

УРОК – РОК + ВЕКО – ВЕ + ЛУГ – УГ =

ВЕТЕР – ТЕР + САЛО – СА + СИП + ЛЕД – Л =

Ø Игра «Слово потерялось»

  Найдите слова в последовательности букв:

вркотанлошадьябжуккрыюлягцешубарама

вр кот ан лошадь яб жук крыюлягце шуба рама

Ø Игра «Волшебные превращения»

  Замените первый звук в слове на другой, чтобы получились новые слова:  почка-бочка, пашня-башня, пас-бас, пил-бил

Ø  «Буквы рассыпались» Называются (или записываются) буквы из заданного слова в любой последовательности. Игроки расставляют их в нужном порядке, чтобы получилось слово:  Упс  кошкарат    далькефирик  лыкетот    лемышевир   киссоис

Помочь сообщить тему занятия помогают «гости». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, сказочные герои,  куклы Полина и Петя (имена кукол меняются в зависимости от темы занятия) и др.  Почти всегда эти игрушки погружают учащихся в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где они должны помочь героям или  приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.).  За  успешное выполнение заданий учащиеся могут оцениваться  фишками, звёздочками и  т.п., что вносит соревновательный элемент. В конце занятия они благодарят их за помощь.

 

 

 

    

 

   

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  • Используются дидактические игры
    • из серии «Самые нужные игры»:
      • Т. Р. Насонова, О. В. Бурлакина «Найди ударный слог»
      • . А. Панова, О. Л. Гусева «Слова-иностранцы

 

  • Серия игр «Игротека речевых игр»:
  • Выпуск 8 «Согласные звонкие и глухие»
  • Выпуск 9 «Согласные твёрдые и мягкие»
  • Выпуск 10 «Местоимения-мой,моя,моё,мои»
  • выпуск 11 «Играем в рифмы»
  • выпуск 12 «Живые картинки» - на развитие речевого выдоха

 

  • Игротека Татьяны Барчан :
    • «Словесный калейдоскоп»:
  1. Игра «Змейка» Всем играющим поровну раздаются карточки с существительными и прилагательными. 1-й игрок кладёт любую карточку с существительным. Второй игрок подбирает к нему подходящее по смыслу прилагательное из своего набора. Игра продолжается, пока не закончатся карточки с существительными. Выигрывает тот, у кого карточек осталось меньше.
  2. Игра «Синонимы», «Антонимы» Все карточки с прилагательными, напечатанными красными буквами, поровну раздаются играющим. Все прилагательные, напечатанные синими буквами, зачитываются учителем-дефектологом в произвольном порядке, а участники должны подобрать 3 синонима к каждому «красному» прилагательному. Выигрывает участник, который первым правильно подобрал к своим прилагательным синонимы и обосновал их смысл.
  • Игры с мячом:
    • Игра «Волшебник»,
    • «Наоборот»,
    • «Повторяшка»

 

 

  • Использование ребусов, разновидностей кроссвордов

«Филворд». Филворд – это вид кроссворда, в котором ответы на вопросы уже вписаны в клеточки в виде сплошных ломаных линий (меняют направление только под прямым углом). Первая буква в ответе выделена жирным шрифтом.

 

Послушайте загадки. Отгадки закрасьте цветными карандашами.

 

Ш

А

Ш

И

Н

А

И

М

Л

Ы

Ж

И

Ш

К

А

Ж

Н

Р

Ж

И

Н

И

И

А

У

К

У

В

Ш

Ф

 

  • Эстафета. Учитель-дефектолог сообщает, что Незнайка нуждается в срочной помощи: ему нужно вставить пропущенную парные звонкие-глухие согласные б-п. Игроки получают листки бумаги, каждый вставляет пропущенную согласную и передаёт листок сидящему сзади. Последний ученик снова передаёт вперёд. Затем можно с данными словами составить предложения или целый рассказ.

Данное задание не только обогащает словарный запас, закрепляет работу с данной орфограммой, но и развивает коммуникативные навыки, желание  самому проявить инициативу.

 

  • «Запоминай-ка». 2 команды, на доске записаны 2 рифмовки с непроизносимыми согласными:

Солнце, чувство,  праздник,                Злостный,  неизвестный,

Сердце и проказник,                            Местный, устный, честный,

Лестница и звёздный,                           Грустный и ненастный,

Здравствуйте и поздний.                      Радостный, несчастный.

Кто больше запомнит слов, тот и выиграл (слова предварительно закрываются).

 

  • Игра «Радуга» Соедините подходящие по смыслу слова с помощью цветных карандашей, образуя словосочетания

КРАСНАЯ

ВАРЕЖКИ

КРУГЛОЕ

МОРКОВЬ

СОЧНАЯ

ШАПКА

ТЯЖЕЛЫЕ

ЗЕРКАЛО

МОХНАТЫЕ

ТРАВА

ЗЕЛЕНАЯ

ГИРИ

 

  • Игра «Минутка» даёт возможность учащимся за одну минуту выполнить разные задания, запомнить определённое количество слов, текст, записать его. запомнить текст.

 

  • Игра «ПЕРЕВЕРТЫШИ»

         Заменив слова на противоположные, необходимо угадать пословицы (название сказок, мультиков и т.д.):

Помедлишь – зверей расстроишь.

Отдых не заяц – с поляны не прискачет.

Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать  ИКТ в коррекционно-развивающей работе:

  • Игра «Говори правильно»
  • Игра-тренажёр «Угадай, кто это?»
  • Игра-тренажёр «Буквенный дождик»
  • Интерактивная игра «дифференциация согласных»

 

 Игра – это всегда эмоции, а там, где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование дидактических игр на коррекционно-развивающих занятиях положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом. Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.

 

 

 

свернуть

Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.           Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном и младшем школьном возрасте особую сложность для коррекции представляет собой такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития проявляется в трудностях произношения слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, добавление слогов и звуков). Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения

Существует немало методик по коррекции слоговой структуры слова, но до сих пор еще авторам не удалось создать одну универсальную методику.

         Виды нарушений слоговой структуры слова

1.Нарушение количества слогов:

элизия – сокращение слогов (молоток- моток),

итерация- опускание слогообразующей гласной (пинино-пианино)

увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (Слава-Салава).

2.Нарушение последовательности слогов в слове

перестановка слогов в слове (деворе-дерево)

перестановка звуков соседних слогов (гебемот-бегемот).

  1. 3. Искажение структуры отдельного слога

сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капута- капуста); слог со стечением согласных в слог без стечения согласных (тул-стул);  вставка согласных в слог (лимонт-лимон).

4.Антиципации

уподобление одного слога другому (пипитан-капитан, вевесипед-велосипед, нананасы-ананасы).

5.Персеверации

застревание на одном слоге (пананама-панама, ввалабей- воробей).Наиболее опасна персеверация первого слога, так как это может перерасти в заикание.

6.Контаминации

соединение частей двух слов (холодильница- холодильник, хлебница).

Таким образом, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы.

Причины нарушений слоговой структуры слова

Овладение слоговой структурой слова зависит от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка.

  • недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха;

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у учащихся приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе.

  • недостаточность артикуляционных возможностей;

У учащихся отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.

  • сниженный уровень развития оптико-пространственной организации;

От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

  • несформированность ритмической и динамической организации движений;

Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности,  выражающейся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы.

  • неспособность к серийно-последовательной обработке информации;

Несформированность навыков планирования и программирования речевого сообщения. Учащиеся не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания.

  • сниженная мотивационная деятельность;

 Создание положительных мотивов - залог успешной работы. Отмечается несформированность основных форм коммуникации — диалога, монолога. Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового интереса. Мотивация речи определяет качественные особенности речевых высказываний, обеспечивает успешность речевой деятельности и достижение высокого уровня ее развития.

 

        

         Работа по коррекции слоговой структуры слова включает в себя два этапа: подготовительный и основной

         1.Подготовительный этап

         На нем осуществляется формирование предпосылок развития слоговой структуры слова, которое во многом зависит от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова. Для произнесения слова требуется не только верное произнесение изолированных звуков, но и серии звуков, для чего необходимы коартикуляции- связки между отдельными артикуляционными укладами.

         Формирование пространственных представлений.

Восприятие и проговаривание слов различной слоговой структуры определяется как процесс создания пространственной схемы параллельно с ее временным анализом. Восприятие и реализация слова осуществляются посредством развертывания во времени и пространстве вербальной структуры, с ее стремлением к удобству произношения и подчинением законам ритма. В коррекционной деятельности основная работа по овладению ребенком пространственных отношений будет направлена на:

  • формирование представлений о пространстве собственного тела.
  • формирование представлений о физическом пространстве – о местонахождении предметов с использованием понятий «низ»- «верх», «спереди»- «сзади», «право»- «лево».
  • формирование лингвистических пространственных представлений (времена года, дни недели, части суток, сложные речевые конструкции и т. д.)

В коррекционной работе можно использовать игры и упражнения по методике О.И. Крупенчук: «Времена года»,  «Части суток», «Режим дня», «Возраст человека» и др

         Развитие ритмических способностей.

Любой двигательной деятельности присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Ритмическая способность является генетически обусловленной, и если у детей с нормой развития, она развивается наиболее активно в период дошкольного детства, то для детей с отклонениями в развитии необходима система коррекционно-развивающей работы, направленной на последовательное формирование ритмической способности в различных видах деятельности

         Последовательность отработки слогов.

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, является основой для овладения звуко - слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением, ускоряет развитие других лингвистических способностей, например, словообразования.

         Вначале тренировка послогового ритма отрабатывается:

на прямых слогах (ма, на, па)

на обратных слогах (от, ут, ум)

на закрытых слогах (мак, кап, бух)

на прямых и обратных слогах с твердыми и мягкими согласными.

Все слоги произносятся в замедленном темпе. Далее отрабатываются слоги со стечениями согласных. Данный вид слогов требует отдельной отработки.             Слоги со стечениями согласных предлагаются в следующей последовательности:

открытые и закрытые (кна-анк, гна-агн)

с оппозиционными согласными (фта-фтя, спы-збы)

цепочки слогов (мна-мно-мну)

слоги со сменой позиции согласного (мна-нма, нку-кну)

На данном этапе можно выполнять упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

В своей коррекционной работе я использую упражнение с макаронами, упражнение с прищепками, упражнение с камешкамии и др.

Упражнение «Повтори так же».

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.

Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, учащийся должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно».

Цель: учить считать звуки.

Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

Ход упражнения: 

Вариант 1. Учащийся хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, учащийся считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке. Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.

Ход упражнения: 

Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, учащийся выбирает

соответствующую схему на карточке.

Вариант 2. Учащийся воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.

Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.

 

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед произносит слова, учащийся  кладёт фишку на длинную или короткую полоску.

Вариант 2. Учащийся  называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

         2.Основной этап коррекционной работы.

На данном этапе продолжается работа над развитием пространственных представлений, ритмической и динамической деятельности и добавляем следующие блоки работы: упражнения на развитие дыхания, работу над развитием мелкой моторики, артикуляционную и биоэнергопластику, массаж и самомассаж, проговаривание слов доступного класса

         Дыхательные упражнения

         Дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение, производит массаж органов брюшной полости, способствует общему выздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания

Одной из важнейших целей дыхательных упражнений является формирование у детей базовых составляющих произвольной саморегуляции. Тренировка делает дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Дыхательные упражнения будут направлены на формирование синергии дыхания и фонации. Например, дыхательные упражнения по методике С.Е.Большаковой: «Цветок», «Птица», а также игры:  «Подуй на тучку», «Подуй на бабочек»,«Прокати мячик по дорожке», «Волшебный дождик»и др.

         В процессе их вырабатываются произвольность, устойчивость и длительность фонационного выдоха, ритмичная смена дыхательных фаз. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания. Пока ребенок не научится дышать правильно, можно класть одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать руками взрослого).

         Универсальным является обучение 4-хфазным дыхательным упражнениям, которые содержат равные по времени этапы: вдох-задержка, выдох-задержка. Задержка дыхания вначале каждого из них составляет 2-3 секунды с постепенным увеличением до 7 секунд. Во время выполнения упражнений необходимо следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи.

Массаж и самомассаж.

         Массаж является одним из нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Самомассаж лицанаправлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи. Регулярное применение самомассажа лица помогает повысить интеллект ребёнка на 75%.

На данном этапе можно использовать упражнения О. И.Крупенчук с массажными мячиками, а также упражнения с пружинкой, с грецким орехом и др.

Упражнения для развития мелкой моторики

         Мелкая моторика рук взаимодействует с таким высшими психическими функциями, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь (Слайд 22).

         На данном этапе можно использовать  упражнения по методике М. И. Лынской: «Пальцеход»,  «Раскрути волчок», а также игры «Аптекарь», «Шнуровка»

Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика

         Биоэнергопластика - это новое направление в логопедической работе, представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки По данным исследователей, движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности, способствует развитию координации движений и мелкой моторики.

На первоначальном этапе дети тренируются по стандартной методике перед зеркалом, рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Постепенно и у детей подключается к артикуляции движение одной руки (сначала ведущей). Постепенно подключается и вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное движение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Когда движения рук освоены, можно добавить движение головы, глаз.

         Например, упражнения по методике Р. Г. Бушляковой:

  • Упражнение « Чашечка»
  • Упражнение « Часики» и др.

Проговаривание слов доступного слогового класса

         При проговаривании слов доступного слогового класса должна постоянно учитываться зона ближайшего развития То есть, собрав по несколько слов из всех классов, предлагаем их ребенку для отраженного повторения. Выясняем уровень речевых возможностей, а потом начинаем работу: проговариваем слова доступного слогового класса, пока проговаривание не станет достаточно уверенным. А далее добавляем слова чуть посложнее, «заступая» каждый раз в зону ближайшего развития.

         Далее автоматизированные слова отрабатываются в словосочетаниях и простых предложениях. Таким образом, основной упор в коррекционном процессе делается именно на автоматизированное произнесение слогов и соединение их в словах разной слоговой структуры.

         Слоговая структура слова, согласно А. К. Марковой, определяется как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности и имеет четыре параметра:

  • ударность
  • количество слогов
  • линейная последовательность слогов
  • модель самого слова

         Таким образом, А. К. Маркова выделила 14 типов слоговой структуры слова и расположила их по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

1.Двусложные слова из открытых слогов (дети, сова, вата)

2.Трехсложные слова из открытых слогов (малина, долина, поляна)

3.Односложные слова (дом, кот, кит)

4.Двухсложные слова с закрытым слогом на конце (диван, банан, мебель)

5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка, киска)

6.Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан, медведь)

7.Трехсложные слова с закрытым слогом на конце (бегемот, телефон, ананас)

8.Трехсложные слова со стечением согласных (яблоко, колбаса, конфета)

9.Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце (кузнечик, садовник, апельсин)

10.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, избушка, игрушки)

11.Односложные слова со стечением согласных в начале или слова (шкаф, стол, винт)

12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, гвозди)

13.Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино,  буратино)

14.Четырехсложные слова со стечением согласных (остановка, воспитатель, земляника).

                В своей коррекционной практике над слоговой структурой  я использую разнообразные игры и  упражнения. Например,

Игры: « Паровозик», «Собери вагончики»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.

Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.

Ход игры: учащимся  предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игры: «Собери картинки», «Найди слово» 

Цель: учить подбирать картинку с заданным слогом.

Ход игры: учащийся  должен выбрать  картинку по последнему слогу (по первому слогу).

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.

Ход игры: учащийся должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Игра «Логокуб».

Цель: упражнять в слоговом анализе одно-, двух- и трёхсложных слов.

Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами. Ход игры: учащиеся выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Составь слова по цифрам»

Цели: учить собирать слова по цифрам; закреплять умение анализировать слоговой состав слова.

Ход игры: учащийся должен сложить слово по цифрам, определить количество слогов, подобрать соответствующую схему.

Игра «Сложи и прочти».

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.

Ход игры: учащийся должен сложить разрезные картинки, определить количество слогов.

Упражнение «Добавь слог»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слова.

Материал: магнитная доска, магнитные буквы.

Ход игры: учащийся должен выбрать и добавить нужный слог так, чтобы получилось слово.

Упражнение «Определи количество слогов».

Цель: упражнять в слоговом анализе одно-,  двух- и трёхсложных слов.

Материал: магнитная доска, фломастер, картинки, схемы.

Ход игры: учащийся должен определить количество слогов и записать соответствующую цифру, подобрать схему.

С целью повышения эффективности работы по коррекции слоговой структуры слова целесообразно использовать компьютерные ресурсы, которые позволяют:

  • использовать различный стимульный материал;
  • работать на разных уровнях сложности;
  • одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, памяти, внимания, мышления ребенка;
  • создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы, уровень подготовки детей и структуру нарушения

В коррекционной работе также можно использовать логопедические игры для развития фонематического слуха, дифференциации звуков, звукового анализа и синтеза, развития слогового анализа, развития лексико-грамматического компонента речи. Все это можно создавать при помощи программы MicrosoftOfficePowerPoint. Благодаря этой программе логопедические игры создавать очень легко и быстро, они вызывают огромный интерес у детей и желание заниматься. Поэтому коррекционный процесс идет значительно быстрее.

         Таким образом, коррекционная работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает формирование и  развитие всех компонентов речевой системы. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием психических процессов. Использование разнообразных словесных, дидактических игр, заданий и упражнений позволяет достичь эффективности в коррекционной работе по формированию как слоговой структуры слова, так и всех компонентов речевой системы. Поэтому, в процессе обучения у учащихся совершенствуются и формируются предпосылки для дальнейшего обучения родному языку. 

Список литературы

 

1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001;

  1. Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.Серия «Логопедические технологии». – 96 с.; 3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2015;
  2. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис-пресс, 2006;
  3. Крупенчук О. И. «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова».-СПб.:Изд. дом «Литера»,2014;
  4. Курдвановская Н.В. Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. – (Логопедия в ДОУ);
  5. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий, М. Парадигма, 2012;
  6. Могилева В. Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. – М.: Академия, 2007;
  7. Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - Спб: Речь, 2006. - 102 с.
  8. Четвертушкина Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет.- М., 2004.
свернуть

Упражнения для развития речевого дыхания

При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.

 

  1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

 

  1. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

 

  1. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

 

  1. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу.

 

  1. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

 

  1. Попросите ребенка повторить за вами пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

     Капля и камень долбит. Правой рукой строят - левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

 

  1. "Чей пароход лучше гудит?"

Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. "Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?" Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.

 

  1. "Капитаны".Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.
  2. Футбол.

  Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен,          дуя на шарик, загнать его в ворота.

  1. Ветряная мельница.

 Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

  1. Снегопад.

  Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое  снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

 

   12.Одуванчик

  Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

 8.Шторм в стакане

 Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

 

Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.

 

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - на словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов.

 

В каждом упражнении внимание ребенка направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

                  

свернуть

Беседа «Использование игр и игровых приёмов при автоматизации навыков слогового анализа и синтеза»

Игра - это не просто развлечение, это жизнь ребенка. В процессе игры ребенок познает мир и самого себя. Играя, он накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Игра вызывает чувство удовлетворения, формирует его чувства. Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. Стремление взрослых ввести ребенка в мир рациональной, практической жизни, лишить сказки, игры, формирует у него чувство ущербности, блокирует развития познания, речевой и интеллектуальной активности.

 

 Если ребенок  не умеет играть, ломает игрушки, не может сосредоточить свое внимание на чем-то, хватается за все или бессмысленно повторяет одно и то же действие, то такого ребенка нужно срочно научить играть. Вот несколько примеров обучения совсем не умеющих играть малышей:

«Поймай зайчика» - взрослый прячет за ширму(подушку) игрушку и просить поймать ее, как только она выглянет.

«Катание мяча от взрослого к ребенку»

«Сделай, как я» - подражание движениям рук, ног, головы взрослого

«Пирамиды»

«Бросание мелких предметов в сосуд»

«Складывание парных предметов в мешочек»

 

Когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, то можно осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывая события из жизни семьи, фрагменты любимых сказок. Но не забывать активно сопровождать действия речью. Организовывать игру с детьми раннего возраста очень просто, для этого нет необходимости покупать дорогие игрушки, все что нужно  всегда есть под рукой: пара пустых коробок послужат квартирой для кукол, из кубиков, пластиковых бутылок можно смастерить мебель. Эти замещения только помогут лучше развивать фантазию.

 

Постепенно, по мере развития ребенка, нужно переходить от игры к занятию в игровой форме, целенаправленно включать упражнения по развитию общей и мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, дыхания и мимики, артикуляции, изменению силы, высоты и громкости голоса, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, сравнению и сортировке предметов по форме, цвету и величине, словесные (лингвистические игры).

 

 Очень важно игры-занятия проводить регулярно, при позитивном эмоциональном настрое как мамы, так и ребенка, поэтапно, убеждаясь, что задачи этого отрезка выполнены полностью.

 Желательно вести дневник речевого и психического развития ребенка, это поможет увидеть динамику, а в дальнейшем сослужит добрую службу, если все же придется обратиться к логопеду.

 Нельзя насильно заставлять выполнять какое-либо задание, лучше вернуться к нему позже, или создать такую игровую ситуацию, при которой ребенку захотелось бы его выполнить.

 Не говорите все время за ребенка, создавайте такую игровую атмосферу, при которой ему бы хотелось говорить самому. 

 

Хочется остановиться на так называемых «Играх между делом». Для них не нужно специально выделять какое-то время или место. Они хороши как раз тем, что в них всегда можно играть с ребенком во время выполнения каких-либо домашних дел.

Игры на кухне.

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Это хорошее место, где малыш может приобрести полезные навыки и знания. Вот некоторые из них:

*Пусть ребенок отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю, помните фантики от конфет, пересыпьте крупу, порежьте ножом ит.д..

Предложите угадать, что вы сейчас делали.

*Приготовьте вместе необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «с»

(салат, суп, морс, сырники). Предложите помыть посуду, в названии которой будет звук «ч» (чашки, чайник). Из овощей, приготовленных на ужин, попросите найти те, в названии которых есть звук «р».

*Ищем на кухне слова. Вот банка (коробка), в нее мы сложим слова, взятые из борща, винегрета, салата, кухонного шкафа («Борщ»- свекла, картошка, морковь…).  Угостим друг друга «вкусными словами», а можно и «кислыми», «солеными», «горькими».

*Как одним словом назвать прибор, который кофе варит? Кофеварка. А  сок выжимает? Соковыжималка. А хлеб печет? Хлебопечка.

 А сок из яблок? Яблочный.

*Пусть с закрытыми глазами на вкус определит, что за фрукт или овощ вы положили ему в рот. Что за напиток налили в стакан.

*Для развития мелкой моторики:

-Из макаронных изделий различной формы можно выкладывать на столе узоры.

-Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.

-На картофельном пюре или каше можно выложить при помощи зелени, помидоров, морковки, варенья, фруктов…забавную рожицу, цветок, зверюшку.

-Можно делать рисунки на рассыпанной на столе крупе, муке, сахаре.

-Смешайте горох и фасоль, попросите ребенка помочь разложить по банкам.

-Разложите на столе несколько предметов (батарейку, кубик, мыло), дайте щипцы и предложите перенести в коробку.

-Если вы умеете печь пироги, то не пожалейте кусочек теста малышу, пусть он сам слепит себе пирожок в виде машинки или куколки. А можно сделать специальное соленое тесто, из которого можно лепить как из пластилина, а поделки после высыхания становятся твердые как камень и очень долго хранятся ( 2 ст. муки, 1 ст. соли, 1 ст. воды, 2 ст.л. раст. масла).

*Для развития дыхания налейте в мисочку воды и пустите туда кораблики  (пробки от пластиковых бутылок или баночек), пускай дует и устраивает бури, или соревнования.

 Дайте ребенку трубочку для коктейля, пусть устроит «бурю в стакане».

*Для укрепления мышц языка поиграйте в « Кошечку», налейте ей молоко, чай, сок, и пусть ребенок лакает.

 

 

Игры по дороге в детский сад.

*Можно  по очереди с ребенком называть все круглые предметы, которые встретятся по дороге.

*Находить все красные машины, проезжающие мимо вас.

*Придумывать слова на разные звуки.

*Различать звуки города (гудение машин, крик вороны…)

свернуть

«Самомассаж детей с дизартрией»

Логопедический массаж является одним из методов коррекционно-педагогического воздействия при тяжелых речевых нарушениях и в практике используется достаточно давно. Для применения массажа теоретической предпосылкой служат работы С.А. Бортфельд, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой,  М.Б. Эйдиновой и других. Наиболее актуально применение логопедического массажа при таких нарушениях, как дизартрия. Дизартрия –это нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

В работе по преодолению дизартрии, самомассаж является одним из эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия.

Самомассаж – это массаж, который ребёнок, имеющий речевые нарушения, может выполнять сам. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ, языка, развивает круговую мышцу рта, мимико-артикуляционные мышцы, способствует активизации тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность, а также способствует увеличению объёма и амплитуды артикуляционных движений.

Самомассаж – это также один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два – три раза в день, он   оказывает  тонизирующее действие на центральную и периферическую нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей.

Целью самомассажа являются стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Правила при проведении самомассажа:

  1. Длительность одного сеанса может составлять 5 - 10 минут.
  2. Каждое движение в среднем выполняется 4 - 6 раз.
  3. В один сеанс может быть включено только несколько приемов, варьирующихся в течение дня.
  4. Самомассаж проводится чистыми руками, ребёнок должен быть тщательно умыт.
  5. Самомассаж должен доставлять удовольствие, быть интересным.
  6. Во время организации самомассажа необходимо использовать стихи, потешки, прибаутки, песенки.

Начиная работу по обучению разным приёмам самомассажа и обучая новым действиям и упражнениям,  логопед показывает каждый прием на себе и комментирует. Ребенок выполняет массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие. Различные виды самомассажа – мышц головы и шеи, мышц лица, ушных раковин, мышц языка – предлагаются ребенку для разучивания упражнений именно в этой последовательности.

САМОМАССАЖ МЫШЦ ГОЛОВЫ И ШЕИ.

  1. «Я  хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волоскам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
  2. «Грабельки». Руки расположить на середине лба и граблеобразными движения проводить от середины лба к вискам.
  3. «Наденем шапочку». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, затем движением обеих ладоней вниз к ушам, а потом по переднебоковой части к яремной ямке.

          САМОМАССАЖ МЫШЦ ЛИЦА

  1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.
  2. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
  3. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
  4. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каж­дым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
  5. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
  6. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
  7. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верх­ней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
  8. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
  9. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивают по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
  10. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
  11. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
  12. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

САМОМАССАЖ МЫШЦ ЯЗЫКА

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики. Также, самомассаж языка можно выполнять в форме речи с движением, как иллюстрации к различным потешкам и рифмовкам.

Один, два, три, четыре пять,

Самомассаж начинаем выполнять.

Чтобы звуки правильно употреблять,

Будем щечки, губки и язычок мы укреплять.

  1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
  2. «Пошлепаем губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.
  3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боко­вые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
  4. «Расчешем язычок». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боко­вые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
  5. «Покусаем язычок». Легко покусывать язык зубами, высовы­вая его вперед и убирая назад, в полость рта.
  6. «Необычные рисунки». Взрослый предлагает ребенку «порисовать» на своем языке. Посередине языка можно провести продольную полоску, «нарисовать» волну, спираль. Используя сразу два указательных пальца, можно изобразить елочку, птичку или кружок. Для того чтобы «стереть» предыдущий рисунок и приступить к следующему, надо плашмя похлопать по языку указательным пальцем, а затем погладить его тем же пальцем.

«Рисование» на языке можно сопровождать небольшим рассказом или текстом, например: «Елочку я нарисую. Не одну, а целый лес. А под елочкой зайчата резвятся, в жмурки играют и от волка убегают…»

САМОМАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН

  1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
  2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 — 5 раз.
  3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать в таком положении 2 — 3 с.

Таким образом, можно сказать, что использование приемов самомассажа является эффективным средством коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими нарушения речи, а также здоровьесберегающей технологией. Использование приёмов самомассажа при коррекции речевых нарушений в игровой форме, помогает в работе логопеда, вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, подготавливает речевой аппарат, у детей быстрее автоматизируются поставленные звуки и развивается речь.

свернуть