Консультации Коробач С.Я.

«Мой ребёнок - первоклассник»

Каждый поступающий в школу ребёнок, прежде всего, должен хорошо овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать. Правильное достаточно беглое чтение является необходимым условием для усвоения учеником других предметов.

В настоящее время у специалистов уже не вызывает сомнения, что для успешного овладения письменной речью ещё до начала обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:

  • Полноценность овладения речевыми звуками (правильное произношение, умение различать на слух, определять присутствие и место заданных звуков в слове);
  • Достаточность словарного запаса;
  • Сформированность грамматических систем, выражающаяся в умении грамматически правильно оформлять и образовывать от одних слов другие;
  • Владение связной речью;
  • Сформированность зрительно-пространственных представлений (о форме, величине, расположении в пространстве предметов);
  • Полноценность психических функций (память, внимание, мышление);
  • Сформированность тонкой ручной моторики.

Чем лучше будет развита ко времени поступления в школу устная речь ребёнка, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. Письменная речь является отражением устной речи. Письменная речь не может быть «богаче и умнее» устой. Сформированность зрительно-пространственных представлений необходима для четкого усвоения ребёнком зрительных образов букв. К сожалению, не у всех детей названные предпосылки письма бывают сформированы к началу школьного обучения, однако нередко родители попросту не замечают этой задержки и впервые она обнаруживается лишь в процессе уже начавшегося обучения грамоте, когда на базе этих предпосылок должны приобретаться гораздо более тонкие умения и навыки. Так, например, несформированность зрительно-пространственных представлений, не причиняющая особых «неприятностей» в дошкольном возрасте, затрудняет усвоение ребёнком сходных по начертанию букв и приводит к появлению в его письме специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами.

Поэтому очень важно своевременно выявить отставание в развитии детей и обязательно преодолеть его до начала обучения грамоте.

  • В чём же заключается подготовка ребёнка к чтению?

В комплексном развитии. Это подразумевает, во-первых, развитие фонематического слуха. Во-вторых, развитие артикуляции. Артикуляционная гимнастика не менее важна для ребёнка, чем фонематические упражнения. Ещё нужно заниматься развитием зрительного восприятия и зрительно-моторной координации. Но не собственно чтением. Если ребёнок функционально готов к чтению, он сам зачитает. Если не готов, значит, его надо готовить. Готовить к чтению, а не учить читать.

По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов 6 – 7 лет этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже надо.

И ещё один важный вопрос. Могут ли занятия по чтению быть вредными для ребёнка? Могут – в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные  особенности ребёнка, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности – игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребёнка читать.

Для того чтобы в дальнейшем ребёнок легко усвоил грамоту необходимо родителям знать.

Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению:

  • Играйте! Игра – естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
  • Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
  • Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.
  • Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими – ребёнок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
  • Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребёнка достаточно развита. Если речь ребёнка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
  • Овладение чтением требует от ребёнка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и всё, что вам подскажет ваша фантазия).
  • Нежелание ребёнка заниматься – знак того, что взрослый превысил возможности ребёнка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?
  • Ребёнок – это уменьшенная копия взрослого. Ребёнок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
  • Не сравнивайте успехи вашего ребёнка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребёнка.
  • Для каждого ребёнка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приёмы и методы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
  • Никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего ребёнка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен иметь четкие представления о звуках языка.

В зависимости от ситуации звуки речи предстают перед нами в различных своих «обличиях» или образах.

Когда мы слышим звук, мы имеем дело с его слуховым образом. Слуховой образ звука - это конкретный набор акустических характеристик, которые делают звук узнаваемым и отличают его от всех остальных звуков. Для того чтобы правильно «опознавать» слышимые звуки и не путать их между собой, ребёнок должен иметь устойчивые слуховые образы этих звуков.

Когда мы произносим звук, мы имеем дело с произносительным образом. Произносительный образ звука – это чёткое представление о том, как он произносится, какие движения при его произнесении совершают органы речи, и чем он в этом отношении отличается от  других звуков языка. Для того чтобы иметь правильные произносительные образы звуков, ребёнок должен правильно выговаривать их, и его произносительные навыки должны быть устойчивыми. В противном случае, проговаривая звук «про себя» и не имея возможности воспринимать его на слух, ребёнок может легко перепутать его произношение с другим, близким по произношению (по движениям органов речи) звуком.

Когда нам нужно прочитать или «записать» какой-нибудь звук, мы имеем дело с его графическим образом. Графический образ звука – это та буква, которой он обозначается на письме.

Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. Кроме того, он должен иметь хорошо развитые внимание и память, а также уметь совершать разнообразные умственные операции.

Итак, письменная речь – это сложный синтетический процесс, в котором одновременно принимают участие разные психические способности ребёнка.

Зрительное восприятие. Благодаря зрительному восприятию ребёнок узнаёт буквы и различает их между собой.

Пространственное восприятие. Участвует в формировании графических образов звуков. С его помощью ребёнок ориентируется на листе бумаги, определяет направление слева направо, различает похожие буквы, отличающие друг от друга расположение в пространстве своих частей (например, Р – Ь).

Зрительное внимание. Благодаря зрительному вниманию ребёнок, не рассеиваясь, способен удерживать в поле своего зрения необходимый объём зрительного материала (в частности – буквенный ряд), а также в определённой последовательности переключаться с одного зрительного объекта на другой (с буквы - на букву).

Зрительная память.  С её помощью ребёнок запоминает начертания букв, а также порядок следования букв друг за другом.

Слуховое восприятие, а именно такая его разновидность как речевой слух. С помощью речевого слуха ребёнок различает между собой звуки речи, и у него формируются четкие слуховые образы звуков.

Слуховое внимание и память. Они всегда действуют сообща, с их помощью ребёнок способен оперировать со звуками (например, переставлять их местами), удерживать в памяти их последовательность и одновременно представлять целиком весь звуковой ряд.

Кинестетическое (мышечное) восприятие. С его помощью ребёнок как бы «на ощупь» отличает произношение одного звука от другого. Эта способность необходима ребёнку, например, когда он пишет, проговаривая текст «про себя». С помощью кинестетического восприятия формируются произносительные образы звуков.

Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков между собой. Эта способность позволяет ребёнку:

  • правильно повторить услышанный звук;
  • определять, правильно ли он сам произнёс тот или иной звук;
  • подобрать нужную букву к тому звуку, который он слышит;
  • правильно подобрать букву к тому звуку, который он произносит (в том числе – «про себя», когда он может узнать тот или иной звук, только опираясь на его произносительный образ – на движения органов речи);
  • правильно прочитать букву.

Способность к языковому анализу и синтезу. Заключается в умении разлагать целостный фрагмент речи на составляющие его части (предложения, слова, слоги, звуки) и наоборот – составлять из разрозненных единиц речи связные речевые конструкции. С помощью этой способности ребёнок:

  • выделяет звук из слова или слога;
  • выделяет слог из слова;
  • выделяет слово из предложения;
  • соединяет звуки в слог;
  • составляет из слогов слово;
  • составляет из слов предложения.

При чтении ребёнок должен в определённом направлении переводить взгляд с буквы на букву и прочитывать их, т.е. отвлекаться от отдельного звукового содержания каждой буквы и создавать из них новое целое – слог, потом слово.

  • Сначала ребёнку нужно узнать букву, то есть проанализировать её начертание и отличить её от других, похожих на неё букв.
  • После этого надо соотнести эту букву с тем звуком, который она обозначает, т.е. прочитать её.
  • Затем нужно прочитать следующую букву, причём ребёнок должен сделать это про себя, а вслух – произнести уже слог, т.е. совершить определённую умственную операцию – синтезировать звуки в слог.

Наберитесь терпения: пусть ребёнок в начале обучения сколь угодно вспоминает название слога или «тянет» первую букву слога, пока не сообразит, как назвать следующую. Лишь бы он не делал остановки между буквами, а прочёл слог слитно. Если возникают трудности при узнавании и прочтении слога, помогайте ребёнку одним из предложенных ниже способов. Предложите ребёнку варианты правильного ответа на выбор – спросите: «Это БО или ЛО?», «ЛО? ПО? КО?»

Возможно, ребёнок не узнал или забыл одну из букв слога, в этом случае сами назовите буквы, но не используйте при этом слово «и». Правильнее спросить: « Н, О – что получилось?» Не рекомендуется спрашивать: « Н и О – что получиться?» - это разобьёт единство букв и помешает ребёнку правильно сложить слог. Активное и регулярные занятия со слогами – слияниями будут способствовать скорейшему их запоминанию и более лёгкому переходу к чтению слов.

  • В дальнейшем от ребёнка требуется аналогичным образом прочитать следующий слог, вспомнить предыдущий и в надлежащем порядке соединить эти слоги в слово – произнести целиком слово.
  • Причём ребёнок должен произнести это слово не « как попугай» - а «узнать» смысл этого слова.
  • Затем ребёнку нужно прочитать следующие слова в предложения, одновременно удерживая в памяти всю последовательность уже прочитанных слов и понять смысл всего предложения.
свернуть

ЧТО ТАКОЕ ОНР (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ)?

ОНР (Общее недоразвитие речи) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии, в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя речи и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.

Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи. Первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5-ти годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной (различение цвета, формы, величины и т.д.), интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная (словесная), память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают операциями мышления такими как, анализ и синтез, сравнение и обобщение.

Этим детям присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы (трудности при выполнении движений по словесной инструкции, плохая координация движений, снижение скорости и ловкости выполнения движений). Недоразвитие мелкой моторики, трудности при выполнении артикуляционной гимнастики

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов.

Первый уровень речевого развития – почти полное отсутствие словесных средств общения. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов или звукокомплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях. Характерной чертой является отсутствие грамматических связей слов между собой и для передачи морфологических элементов грамматических отношений.

Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения – жестами и мимикой.

Пассивный словарь шире активного, и понимание речи при этом ограничено. Дети не понимают формы единственного и множественного числа имени существительного, прошедшего времени глаголов, формы женского и мужского рода, не понимают значения предлогов.

Звукопроизношение характеризуется неопределенностью. Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза (п, б, т, д, н, к, г, х, м). Отсутствуют в речи звуки, требующие верхнего подъема языка, нет стечений согласных, искажена ритмико-слоговая структура слов.

Второй уровень речевого развития – фразовая речь, искаженная в фонетическом и грамматическом отношении. Смешение падежных окончаний, ошибки при употреблении существительных в Р.П. мн. числа, в употреблении числа и рода глаголов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерным остается резко выраженный аграмматизм. Дети смешивают в речи предлоги по значению, или вообще их опускают. Союзы и частицы употребляются ими в речи крайне редко.

Словарь хоть и расширен за счет введения в него таких категорий как, существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы, но остается ограниченным качественно и количественно. Дети не знают названий цвета, названий формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.

Звукопроизносительная сторона речи остается несформированной. Наиболее характерны замены одних звуков другими, смешение таких звуков как П-Т-К, С-Т. Отсутствуют мягкие согласные звуки П-Б-М, Т-Д-Н перед гласными А, О, У. Нарушено произношение свистящих, шипящих и аффрикат. Затруднения остаются в усвоении слов, сложной слоговой структуры (перестановки слогов звуков, замены и уподобления слогов). Характерно так же нарушение слуховой дифференциации звуков внутри основных фонетических групп, так и звуков различных фонетических групп, что говорит о недостаточности фонематического восприятия и неподготовленности ребенка к овладению звуковым анализом и синтезом.

Дети пользуются в речи простыми предложениями, состоящими из 2-3 , редко 4 слов. Количество аграмматизмов возрастает, при возрастании речевой нагрузки.

Третий уровень речевого развития – для этого уровня характерно развернутая обиходная речь без грубых аграмматизмов и фонетических отклонений. Нарушения звукопроизношения сводится к заменам, пропускам, искаженному произношению, нестойкому употреблению поставленных звуков. А так же нарушение звукопроизношения отличается смешением звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками (свистящие, шипящие, сонорные) и нарушениями произношения некоторых звуков раннего онтогенеза (с’, б, г, к,).

У детей наблюдаются трудности фонематического анализа и синтеза, нарушения слоговой структуры слова. Несформированность при употреблении предложно-падежных конструкций: родительного падежа в обозначении места (предлоги ИЗ, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД), винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог ЧЕРЕЗ), дательного падежа для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения (предлоги К, ПО),предложного падежа для обозначения места (предлоги В, НА). Пропуск предлогов или не употребление их вообще.

Почти у всех детей встречаются ошибки при употреблении в речи форм существительных именительного и родительного падежей множественного числа, при сочетании существительных с количественными числительными. Реже встречается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. У детей наблюдается несформированность навыков практического словообразования (относительных прилагательных от существительных, их уменьшительно-ласкательной формы). Наблюдается неточное знание и употребление многих слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, мало слов обозначающих качество, признаки, действие, состояние предметов. Затруднительным для детей является подбор однокоренных слов.

 

свернуть

Развитие точности движений и зрительно-моторных координаций и их роль в обучении письму и чтению

Однажды к великому мастеру у-шу пришел юноша и стал просить, чтобы тот взял его в свои ученики. Мастер сказал: «Приходи ко мне, когда сможешь поймать палочками для еды летящую муху». Через несколько лет юноша вернулся к мастеру и сообщил, что наконец-то смог это сделать. «Возьмешь ли ты теперь меня к себе в ученики?» - спросил он. «Мне больше нечему тебя учить» - ответил мастер.

Когда мы говорим о письме, не оставляет сомнений важность умения совершать точные движения рукой. От точности движений зависит то, насколько разборчивым будет почерк, смогут ли другие (да и сам создатель письма) прочесть написанное. Когда-то в школах специально преподавали каллиграфию, полагая, что это полезно не только для красоты письма, но и для формирования личности ученика. Ведь для того, чтобы писать каллиграфически, требуется много внимания, терпения и аккуратности. Сейчас, конечно, требования к почерку сильно изменились, в мире поговаривают о том, что письмо от руки – рудимент, который давно пора заменить печатанием на клавиатуре компьютера. И все же…

Точность движения – вещь относительная, в том смысле, что у точного движения всегда есть либо цель (например, когда мы кидаем стрелки в мишень), либо образец (например, когда мы пытаемся повторить чей-то танец), в общем, то, с чем это движение соотносится. Умение совершать точные движения тесно связано с умением выделять в пространстве специальные ориентиры, «точки отсчета», с умением в нужном месте начать и в нужном месте остановиться. Для ребенка, учащегося писать, умение ориентироваться на различные точки отсчета очень важно. Ориентирами при письме служат край листа, разлиновка, размер уже написанных букв, расстояние между линейками, наклонные линии и так далее. Следование внешним ориентирам – важное, но не единственное условие точного движения. Результат графического движения должен соответствовать внутреннему представлению о том, что мы хотели написать. Например, написанная буква должна соответствовать той, что существует в нашем воображении. Это требует определенного уровня развития системы зрительных представлений. Не все детишки 6 лет могут самостоятельно нарисовать ромб, при том, что им вполне удается обвести его по контуру. Совершение точных движений во многом опирается на зрительное восприятие и зрительные представления. Поэтому случается, что проблемы совершения точного движения вторичны и являются результатом недостаточно развитых зрительных функций.

У детей, испытывающих трудности с совершением точных движений, буквы отличаются друг от друга по размеру, выползают за строку, клонятся в разные стороны, письмо получается неаккуратным, неразборчивым. При раскрашивании эти дети часто выскакивают за контур изображения. Интересно, что низкой точностью могут отличаться и движения глаз. В этом случае, при чтении, ребенок будет перескакивать через строчки, пропускать слова, а при письме – терять из виду кончик ручки.    

Компенсаторно ребенок будет снижать скорость письма, пытаться подправить или обвести еще раз ту букву, которая вышла некрасиво, многократно возвращаться взглядом в начало строки или слова, чтобы убедиться, что ничего не упустил. Конечно, все это будет не самым лучшим образом сказываться на качестве письма и чтения.

Как развивать точность движения? Предлагаем ряд упражнений, которые помогут ребенку научиться лучше рассчитывать свои усилия:

  1. Возьмите колокольчик на небольшой веревочке так, чтобы он мог звенеть от прикосновений к нему. Предложите ребенку указательным пальчиком правой руки попасть по колокольчику, чтобы он зазвенел. Переместите колокольчик в другое место. Попросите его снова ударить по колокольчику. Начинайте выполнять упражнение медленно, чтобы ребенок спокойно успевал за перемещениями колокольчика. Потом начните немного наращивать скорость, до тех пор, пока ему не станет сложно за вами угнаться. Потом предложите ему делать то же самое левой рукой. Попросите теперь дотронуться до колокольчика так, чтобы он не звенел. Это заставит ребенка рассчитывать, когда надо затормозить, что тоже крайне важно для развития точности.
  2. Нарисуйте на листе бумаги две параллельные дорожки. Попросите ребенка быстро карандашом ставить точки по очереди, то на первую, то на вторую дорожку. Цель – поставить за 20 секунд как можно больше точек, ни разу не промахнувшись мимо дорожки. Постепенно ширину дорожек нужно уменьшать. Можно заменить дорожки на круги, нарисовать их не два, а три или четыре, на разном расстоянии друг от друга, чтобы усложнить схему движения.
  3. Используйте все игры, требующие попадания в цель. В том числе, дартс, баскетбол, кегли, бадминтон (что, кончено, сложнее, так как цель движется). Важно, чтобы цель можно было достигнуть, двигая определенным образом рукой. С маленькими детьми, или с детьми у которых очень низкая точность движений хорошо использовать мячики разных размеров. Сначала можно катать большой мяч друг другу (постепенно уменьшая диаметр мяча), потом ловить мяч, отскочивший от пола или от стены, или подкидывать и ловить одной рукой маленький каучуковый мячик.
  4. Такие виды деятельности как вышивание, пришивание пуговиц, нанизывание бус также подходят для развития возможности попадания в цель.
  5. Существует известное выражение «играть в бирюльки», означающее «заниматься чем-либо несерьезно, не на должном уровне». На самом деле игра в бирюльки – дело, требующее большого внимания, осторожности и точности движений. Существуют разные варианты этой игры. Один из них – игра с изогнутыми палочками, которые изображены на рисунке. Палочки кучкой высыпаются на стол. Первый игрок пытается вытащить палочку так, чтобы другие не пошевелились. Если ему это удается, он повторяет ход и так до тех пор, пока  получается делать это осторожно. Если палочки шевелятся, в игру вступает следующий участник. У каждой палочки есть своя «цена» - количество очков, которые можно заработать, заполучив ее. Задача игроков – набрать как можно больше очков. Есть японский аналог этой игры – Микадо. 
  6. Следующий этап – обучение своевременной остановке движения. В этом могут помочь раскрашивание и штриховка. На штриховках также возможно отрабатывать представление о параллельности линий, очень важное для становления почерка.
  7. Для письма также важно научиться соблюдать определенную траекторию движения. Для тренировки этого навыка можно использовать следующее упражнение. На листе нужно нарисовать несколько дорожек разной ширины и формы (прямые, кривые, с резкими «поворотами» и т.д.). Ребенка просят «проехать» карандашом по дорожке так, чтобы «не выехать» на обочину. Сделать это надо как можно быстрее. Начинать следует с широких дорожек, постепенно их сужая, чтобы усложнить задание.
  8. Для того чтобы ребенок легче справлялся с задачей точного воспроизведения заданного зрительного образа – рисунка или буквы, важно обучить его самостоятельному активному выделению значимых элементов изображения, например, точек поворота или перелома. Такую методику обучения письму с успехом использовали в научной школе Петра Яковлевича Гальперина. Основное ее преимущество заключается в том, что ребенку в руки дается инструмент, ключ к пониманию способа решения целого класса задач. Разобрав написание 1-2 букв этим путем, ребенок оказывается способен к самостоятельному анализу всех букв алфавита.
  9. Особое внимание важно уделить обучению ребенка соблюдению пропорций. Тут не помешает линейка или любой другой измеритель (циркуль, например), который можно использовать для самопроверки. Упражнения могут быть следующего характера:

- Нарисуй такой же отрезок, как в образце.

- Раздели отрезок на 2, 3 равные части.

- Найди два одинаковых отрезка из множества нарисованных на листе, отрезок, в 2 раза меньше, чем данный, в 2 раза больший, чем данный и т.д.

  1. Весьма удачной, с точки зрения формирования точных движений при письме и, соответственно, красивого и аккуратного почерка, является методика В.А.Илюхиной («Письмо с секретом»). Ключевым моментом этой методики является обучение ребенка следованию определенным пространственным ориентирам, как тем, что заданы разлиновкой тетрадной страницы, так и тем, которые созданы самим учеником в процессе письма. Так, например, ребенок, когда рисует наклонную линию, учится смотреть при этом на предыдущую наклонную линию, чтобы линии получились параллельными. Или же он пробует делить «палочку» на две или равные части, чтобы потом легко находить правильное место соединения двух букв. Это – основные условия метрически выверенного, пропорционального письма.
  2. Важными для развития точных движений глаз являются упражнение на прослеживание. Одним из таких упражнений является «рисование» в воздухе знака бесконечности. Ребенка просят вытянуть вперед правую руку с выпрямленным указательным пальцем, положить голову на правое плечо, чтобы зафиксировать ее. Дальше ребенок должен из центра медленно рисовать выпрямленной рукой знак бесконечности, следя за кончиком пальца глазами. Так нужно сделать 4-5 раз. Потом можно выполнить упражнение левой рукой.
  3. Ну, и самый главный совет – научиться ловить палочками для еды летящую муху!
свернуть

Упражнения для развития возможностей звукового анализа и синтеза

  1. «Города». Придумывание слова, начинающегося на букву, на которую закончилось предыдущее слово. Игра может быть тематической, например, придумывать животных, растения, предметы, которые есть в доме и т.д.
  2. Придумывание и разгадывание кроссвордов.
  3. Игры типа «Эрудит», «Скраблс» и т.д.
  4. Придумывание слов, состоящих из определенного количества букв (по очереди). Игры типа «Съедобное — не съедобное» с мячом: поймать мяч, если названное одним игроком слово состоит из 5 (4,6 и т.д.) букв и не ловить, если количество букв не соответствует оговоренному.
  5. Один игрок называет другому слово по буквам, другой должен сказать, какое слово получается. Потом, наоборот.
  6. Придумывание из букв одного длинного слова множества коротких.
  7. Разгадывание слов с перепутанными буквами (анаграмм).
  8. «Тайный язык». Один из игроков называет слова задом-наперед, а другой пытается понять, что он хотел сказать. Начинать следует с коротких слов (3-4 буквы).
свернуть

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Что такое «фонематический слух» и почему он нужен для письма?

Письмо – важный способ фиксации информации, который не устаревает, несмотря на то, что постепенно с ним начинают конкурировать другие, более современные технологии. Одна из проблем, с которой сталкиваются специалисты по созданию новых средств перевода слышимой информации в читаемый текст – декодирование звуков речи. С этой задачей человеческий мозг пока справляется несравненно лучше, чем компьютер.  Очевидно, чтобы такая задача была решена, нужно как минимум слышать то, что говорят другие. И человеческое ухо – уникальный прибор, позволяющий улавливать и передавать мозгу широчайший спектр звуковых частот от 16 до 20000 Гц. Звуки, воспроизводимые человеческим голосом, располагаются в диапазоне от 300 до 4000 Гц. Однако воспринять слышимые звуки - это еще полдела. Чтобы они превратились во что-то осмысленное, мозг должен наделить их каким-то особым значением. Наделение звуков речи значением происходит в процессе развития ребенка, находящегося в речевой среде (когда люди разговаривают с ним или друг с другом).  Известно, что практически с рождения младенец способен к восприятию самых разнообразных речевых звуков и легко различает звуки как своего родного, так и чужих языков (Kuhl et al., 2000). Между 6 месяцами и годом происходит кардинальное изменение возможности восприятия речи, которое ученые назвали «формированием языкового фильтра». В этот промежуток времени ребенок усваивает звуковые эталоны, присущие только его родному языку, и перестает воспринимать тонкие звуковые различия других языков. Так, маленькие японцы к году перестают различать звуки «л» и «р» и начинают воспринимать их одинаково, как звук «р». А маленькие русские дети перестают слышать различия между многообразными вариациями звука «к», которые существуют, например, в грузинском языке. Однако, чувствительность к различиям между звуками родного языка у малышей, напротив, возрастает. Чем лучше младенец различает звуки родного языка, тем успешнее в дальнейшем будут развиваться его речевые навыки. Напротив, дети с задержкой речевого развития долго продолжают быть чувствительными к разнице между звуками чужих языков. Вот такой вот парадокс.

Почему же для развития так важно, чтобы формировался «речевой фильтр»? Оказывается, в каждом языке есть свои характеристики звуков речи, которые несут в себе особый смысл. Например, в русском языке это «глухость-звонкость», «мягкость-твердость» согласного звука, различия между гласными «а», «о», «у». Мы все понимаем, что слова «РОД» и «РОТ» или «ТОМ» и «ДОМ» имеют совершенно разное значение. А в слышимой речи они отличаются лишь глухостью-звонкостью одного из согласных звуков. А для носителя какого-нибудь другого языка эта разница может не иметь вообще никакого значения, и различия между словами из упомянутых пар не будут им восприняты. Зато для этого чужестранца важное значение будет иметь длительность гласной в слове, что для нас не очень-то понятно. Помните, нам всем на уроках английского нам объясняли, как легко превратить корабль в овцу («ship» в «sheep»), если немного протянуть гласный звук. Вот такие, наполненные смыслом характеристики звуков речи, получили название «фонематических».  

Если по каким-то причинам человек оказывается неспособен к восприятию фонематических характеристик речи, вся слышимая речь теряет для него свою осмысленность. Единственное, что ему остается – догадываться по общему контексту, что ему говорят, но подробности обращения он уже воспринять не в состоянии.

У школьников специалисты довольно часто сталкиваются с недостаточным развитием фонематического слуха. Проще всего обнаружить такой дефицит, если посмотреть в тетради по русскому языку или просто предложить ребенку написать какое-нибудь предложение под диктовку. Вот яркий тому пример: мальчик писал под диктовку два предложения «В саду за огородом росла яблоня» и «На опушке леса охотник убил волка». Посмотрим, что у него вышло.

Практически все звонкие парные согласные «оглушены», а также можно увидеть замены ряда гласных, близких по звучанию (а-о, е-и). Такая недостаточность фонематического слуха, как правило, приводит еще и к тому, что ребенок плохо понимает обращенную к нему речь. Из-за этого у него возникают трудности усвоения информации на уроках, он плохо понимает инструкции, которые дает учитель и, вместо нужного задания, выполняет какую-то ерунду.  Учителя часто считают таких детей невнимательными, хотя дело совсем не во внимании, а в несовершенстве слухового восприятия.

Ребенок, у которого не сформировался фонематический слух, требует внимания не только логопедов, но и врачей. Ни одно расстройство восприятия не берется «из воздуха». За каждым из них кроется недостаточность определенных мозговых функций, которая может быть как первичной (вследствие повреждения мозгового вещества), что встречается не часто, так и вторичной, связанной с недостаточным поступлением в соответствующие структуры мозга, обрабатывающие речевую информацию, питательных веществ и кислорода. Вторичная недостаточность, как правило, связана с плохим мозговым кровообращением. Ее можно выявить с помощью хорошо выполненного исследования – ультразвуковой допплерографии сосудов головы и шеи

Роль психологов и логопедов в решении проблем фонематического слуха мы тоже умалять не будем. Единственное, что важно помнить: развитие фонематического слуха педагогическими методами эффективно, в основном, в дошкольном возрасте. После 7 лет этот процесс идет намного тяжелее. Поэтому важно не только пытаться развить фонематический слух у ребенка, но и постараться показать ему другие способы формирования грамотного письма, которые могут выступить в качестве «обходного пути».   

Приведем примеры рекомендаций обоих типов. Такие упражнения можно выполнять с ребенком, с целью развития его фонематического слуха:

  1. Тренировка в четком произношении звуков. Задание выполняется с использованием зеркала. Ребенок четко произносит наиболее часто смешиваемые им звуки и одновременно смотрит на себя в зеркало. Обратите его внимание на различия в произношении сходных звуков. Например, чтобы произнести звук П, достаточно резко вытолкнуть воздух через сомкнутые губы, а для того чтобы произнести сходный по звучанию звук Б, надо еще обязательно использовать голос. Если ребенок положит руку на свое горло, то при произнесении звонкого согласного он почувствует вибрацию, а при произнесении глухого – не почувствует. Хорошо если при произношении ребенок одновременно ощупает соответствующую букву, вырезанную из бархатной бумаги и нарисует ее.
  2. Произнесите какой-нибудь звук и попросите ребенка его запомнить. Затем произнесите несколько звуков подряд. Попросите его поднять руку, если прозвучит нужный звук.
  3. Подготовьте список слов, содержащих отрабатываемый звук. Предложите ребенку поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале слова, в конце слова, в середине.
  4. Подготовьте карточки с изображением разных предметов. Попросите ребенка распределить карточки на группы: предметы, в названии которых есть нужный звук, предметы, в названии которых нет нужного звука. Постепенно можно вводить временные ограничения (за 10 секунд, например). Начинать, конечно, следует, с комфортного для ребенка времени, лишь понемногу сокращая его.
  5. Определенную роль в улучшении звукоразличения может сыграть работа с музыкальными звуками. Например, ребенка просят определять, какой из двух (трех, четырех) звуков самый высокий или самый низкий. В какую сторону «бегут» звуки – понижаясь или повышаясь. Какие из парных звуков ближе друг к другу по высоте, а какие дальше. Какой из звуков самый громкий, а какой самый тихий и т.д.

Если ребенок уже большой (старше 7 лет), имеет смысл обучать его зрительному запоминанию написания слов. Каким образом это делать лучше всего? Мы предлагаем использовать так называемые «словарные карточки».

Это упражнение хорошо выполнять ежедневно в качестве работы над ошибками. На каждую карточку от руки (письменными буквами) выписывается по 1 слову, в которых ребенок допустил звуковые замены (п-б, д-т, а-о, и-е, т-ц и т.д.), когда выполнял задание в классе или домашнюю работу. Место, которое вызывает у ребенка особые трудности, выделяется цветом (желательно, чтобы это сделал сам ребенок, выбрав тот цвет, который больше всего ему нравится). Выделенная цветом часть слова будет привлекать к себе внимание. Ребенок должен посмотреть на карточку и постараться запомнить слово «глазами», не прибегая к его проговариванию. Затем карточка переворачивается, и ребенок пытается написать это слово по памяти. Если воспроизведение оказалось успешным, не содержало ошибок, можно перейти к следующей карточке. Если ошибки были, то запоминание данной карточки повторяется снова. Такой способ позволяет стимулировать зрительное запоминание написания слов, что является своеобразным «обходным путем» для трудностей звукоразличения. Когда слух не помощник, в игру вступает зрение (точнее, зрительная память).

Я думаю, многие из вас тоже используют зрительную опору при письме. Например, если вы не уверены в написании слова, можно попробовать написать на черновике все варианты, которые приходят в голову, и выбрать тот, которые больше всего «нравится». Зрительная память всегда готова дать нам подсказку. Почему бы не использовать это в работе с детьми?

 

 

свернуть

Тревожный ребенок

За тревожностью у ребенка стоит потеря чувства безопасности, опоры, защиты. Он чувствует себя маленьким, неумелым, неспособным преодолевать трудности. Будущее страшит его, так как неизвестно, чего от этого будущего можно ожидать. Положительный результат представляется недостижимым из-за неуверенности в своих силах. Память о прошлом опыте содержит больше отрицательных воспоминаний, чем положительных, поэтому на него трудно «опереться», она не дает поддержки. Настоящее, окружающий мир представляются ребенку плохо контролируемыми, непредсказуемыми, находящимися под влиянием каких-то тайных сил, с которыми трудно «договориться». В любой момент может случиться что-то неожиданное, опасное, неприятное, что невозможно предсказать. В ответ на такую «опасность» психика начинает активно вырабатывать защитные механизмы, которые как скорлупа обволакивают сознание, чтобы сделать его менее чувствительным. Ребенок «закрывается». Окружающим очень трудно пробиться через его броню. В это время внутри брони маленький организм работает только на то, чтобы обеспечить себе максимальное чувство комфорта и безопасности.

 

Причины

  1. Ученые показали, что предрасположенность к тревожным расстройствам может передаваться по наследству. Если в семье есть тревожные личности, то вероятность, что ребенок также будет тревожным, возрастает.
  2. За тревожностью стоит изменение биохимии мозга. У тревожных людей снижена активность систем, связанных с выработкой и обменом серотонина, отвечающего, в том числе, за хорошее настроение, и повышена активность выработки и обмена дофамина в двигательной системе.
  3. Существует определенная связь между ростом человека и тревожностью. У низкорослых тревожность выше, чем у высоких.
  4. Проявится тревожность или нет зависит от большого количества факторов. Этому может способствать хронический стресс матери во время беременности, родовые травмы, асфиксия (длительная невозможность (задержка) дыхания у ребенка во время родов). Также на проявления и выраженность тревоги могут влиять особенности воспитания и поведения родителей — высокий уровень требований к ребенку в семье, сверхконтроль и гиперопека, отвергающее отношение, частая критика, упреки, сравнение ребенка с другими детьми и успешными взрослыми-родственниками не в его пользу, когда ставятся под сомнение возможности ребенка, неустойчивость семейных отношений, конфликты между родителями, «разводная» ситуация, неожиданная для ребенка утрата кого-то из близких (уход из семьи отца, например, или длительная командировка матери). К резкому усилению тревожных проявлений может приводить перенесенная ребенком психотравмирующая ситуация, насилие, запугивание.

Проявления тревожности в поведении детей

  1. Страхи (животных, темноты и т.д.).
  2. Ночные кошмары, нарушения сна.
  3. Навязчивые движения, ритуалы.
  4. Отказ или попытки ребенка уклониться от участия в занятиях, которые представляются ему трудными. Еще не приступив к выполнению задания, ребенок сообщает, что он не сможет его выполнить, что оно слишком сложное, что он не знает, как его делать.
  5. Стеснительность. Отказ от выступлений на публике.
  6. Ограничение социальных контактов: мало друзей, да и те «старые», с детского садика.
  7. Элективный (избирательный) мутизм (отказ от речевого контакта с посторонними).
  8. Консерватизм в еде (ребенок ест ограниченный набор продуктов, отказывается от новых видов пищи), в одежде (отказывается надевать новые вещи).
  9. Самоагрессия в ситуациях ошибки, когда что-то не получается или когда ругают (может бить себя по голове, ругать себя, угрожать покончить с собой).
  10. Самотравматизация. Часто ударяется, иногда намеренно причиняет себе боль и очень бурно реагирует. Ему кажется, что все против него (даже предметы).
  11. Высокая требовательность к себе, «синдром отличника», перфекционизм. Если что-то делает, все должно быть идеально, иначе — отказ.
  12. Претензии к родителям, касающиеся их отношения к ребенку («Вы меня не любите», «Я вам не нужен»). Связано с переживанием себя как «плохого».
  13. Низкая самооценка.
  14. Ребенок затрудняется приступить к выполнению того или иного дела, все откладывает на потом, тянет до последнего, доводит ситуацию до того момента, когда невозможно что-либо изменить, полагается «на авось».
  15. Вытеснение, забывчивость. Забывает о тех делах, которые вызывают тревогу, даже если об этом регулярно напоминают. Теряет вещи, необходимые для осуществления этих дел (учебники, тетради и т.д.).
  16. Склонность к ярким отрицательным эмоциональным реакциям в ответ на провокацию. Поэтому часто ругают и наказывают именно его, а не того, кто начал.
  17. Быстрое истощение от эмоционально насыщенных, напряженных ситуаций, даже если они радостные. Ребенок может быть расстроенным после праздников, важных для него событий, требующих от него высокой эмоциональной концентрации, чувствовать себя опустошенным, подавленным, недовольным, испытывать чувство необъяснимого дискомфорта, плакать.
  18. Раздражительность, как правило сниженный фон настроения.
  19. Тенденция к уходу от реальности. Разные виды зависимости, в том числе компьютерная, телевизионная и т.д.
  20. Ребенок не умеет проигрывать, должен все время только выигрывать.
  21. Обидчивость, ранимость. Воспринимает случайное воздействие как намеренное (кто-то прошел мимо, задел, а ребенку кажется, что это специально, чтобы сделать ему больно).
  22. Мнительность. Склонность уделять большое внимание неприятным ощущениям в теле.
  23. Психосоматозы. Болезненные проявления со стороны организма в ответ на стрессовую ситуацию: рвота, головная боль, нарушения акта дефекации (понос, запор).
  24. Тенденция снимать с себя ответственность за происходящее. Если что-то не так, то виновать не он, а обстоятельства.
  25. Трудности принятия решений, постоянные сомнения в правильности принятого решения.
  26. Желание заниматься только тем, что хорошо получается. В этом ребенок может быть очень компетентным, знать намного больше других.
  27. Недоверчивость, подозрительность.
  28. Сужение сферы интересов, активное нежелание интересоваться чем-то новым, снижение познавательной потребности.
  29. Трудности адаптации в новом коллективе. Ребенок может месяцами привыкать к новым людям, плакать, не отпускать мать. В более старшем возрасте сильно переживать необходимость вхождения в новую среду, замыкаться, провоцировать негативное к себе отношение окружающих.
  30. Стремление контролировать ситуацию и других людей.

Основные принципы помощи и сопровождения тревожного ребенка

Когда тревожность очень выражена, мешает ребенку жить и адаптироваться в коллективе, приводит к неадекватным реакциям, которые пугают его и других, могут быть опасными для него и окружающих, необходимо обращение к врачу — психиатру или психоневрологу. Так как за тревожностью стоит нарушение обмена веществ в мозге, в некоторых случаях необходимо лечение, способное восстановить баланс.

Что необходимо тревожному ребенку:

  1. Длительная работа с психологом, направленная на снятие тревожности, развитие и укрепление чувства безопасности, поиск внешних и внутренних психологических опор, повышение уверенности в себе и своих силах, улучшение самоотношения. Психологи-практики, работающие с тревожными детьми отмечают, что порой такому ребенку требуется год регулярных (раз в неделю) занятий, чтобы начать чувствовать себя безопасно в незнакомой обстановке. Только после этого можно начинать работу по улучшению самоотношения. Для такой работы подходит игровая психотерапия, арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия.
  2. Стабильная обстановка в семье. Семья является тем «кораблем», который поддерживает ребенка на волнах внешнего мира. Если в таком корабле течь, то это очень страшно и очень травмирует. Все конфликты, споры, выяснения отношений между родителями должны происходить не в присутствии ребенка.
  3. Защита и поддержка в трудных ситуациях. Тревожного ребенка нельзя оставлять одного перед лицом опасности, даже если эта опасность существует лишь в его голове. Если что-то представляется ребенку страшным, или может его ранить, рядом должен оказаться взрослый (родитель, учитель), который защитит его, отнесется к чувству опасности всерьез. Все трудные ситуации рекомендуется проходить с ребенком вместе, не делая за него, но с готовностью в любой момент подставить плечо. Потребность в безопасности при правильном сопровождении постепенно насыщается и ребенок становится способным на самостоятельные шаги.
  4. Структура: система правил, временное планирование. Тревожному ребенку важно, чтобы его вели, чтобы им руководили, показывали ему «дорогу». Также ему важно иметь стабильные, незыблемые принципы в жизни, которые могут стать для него опорами. Например, если мама приходит за ним в одно и то же время, если данное обещание никогда не нарушается и т.д.
  5. О переменах в жизни, в ситуации ребенок должен быть предупрежден и при том заранее. Еще лучше, если ему предлагается выбор, возможность повлиять на ситуацию. Нельзя решать важные для его жизни вопросы без его участия и согласия. Это нарушает чувство безопасности, делает беспомощным и не способным повлиять.
  6. Нельзя «вталкивать» ребенка в ситуацию, которая вызывает у него опасения и тревогу. К таким вещам ребенок должен иметь возможность медленно приблизиться, в том темпе, который ему удобен, сначала «посмотреть в щелочку» и решить, хочет он иметь с этим дело или нет. Также тревожный ребенок должен иметь возможность отказаться от ситуации, которая его страшит. Например, отказаться от ответа у доски. При этом нельзя упрекать и корить его, называть трусом. Лучше предложить ему такую форму контакта с ситуацией, которая была бы ему по силам (постоять и посмотреть издалека, приблизиться на один шажок, дать ответ письменно или один на один учителю и т.д.). Всегда хорошо сказать: «Как только станет страшно (больно), скажи «Стоп!» и мы остановимся» (например, на приеме у врача). Одним словом, нужно запастись терпением.
  7. Не рекомендуется частая смена коллектива, так как необходимая в этом случае адаптация является для тревожного ребенка серьезным стрессом. Также не рекомендуется помещение такого ребенка в незнакомую обстановку, в которой он вынужден контактировать с большим количеством посторонних ему людей. Для тревожных детей больше подходят контакты, предполагающие одновременное присутствие небольшого числа людей, среди которых большая часть — знакомые.
  8. Рекомендуется не ставить перед тревожным ребенком больших задач, которые могут показаться для него слишком сложными, невыполнимыми, требующими слишком больших затрат сил. Лучше предложить ребенку самому выбрать, какого размера задача ему по плечу. При этом хорошо, если варианты выбора предлагает взрослый: «Я понимаю, что такой текст прочитать трудно. А сколько прочесть не трудно? Одно предложение не трудно прочитать? А два? Давай ты прочтешь эти два предложения, а там посмотрим». В следующий раз можно немного увеличить задание: «Смотри-ка, ты смог прочитать два предложения. Это здорово. А давай попробуем чуть побольше?». Таким образом, ребенок может убедиться, что задание ему «по плечу», получить подтверждение своих возможностей. Это укрепляет уверенность в себе.
  9. Нельзя сравнивать тревожного ребенка с другими людьми не в его пользу. Он и так уверен, что не такой, как надо. Задача — укреплять уверенность в себе, а не провоцировать азарт к соревнованию. Тревожный ребенок хочет выигрывать без борьбы, потому что думает, что никогда не сможет победить в ситуации конкуренции. Лучше обращать внимание ребенка на те ситуации, когда он смог быть успешным в том или ином виде деятельности. Это важно, потому что тревожный ребенок может не заметить свой успех, пройти мимо него, не придать ему значения, считая скорее случайностью, чем своим достижением.
  10. Не надо обсуждать тревожного ребенка в его присутствии. Это будет его ранить. Если Вам предстоит поход к врачу или психологу, лучше заранее поговорить с ребенком о предстоящей консультации, рассказать, о чем Вы будете говорить со специалистом и объяснить, что это будет делаться не для того, чтобы его поругать или обидеть, а для того, чтобы ему помочь. 
  11. Тревожного ребенка лучше не нацеливать на результат. Наоборот, важно снять с результата излишнюю нагрузку. Любой человек может ошибиться, что-то сделать не так, даже если очень старается. Поэтому важен не результат, а процесс: если стараешься, рано или поздно все получится.
  12. Не нужно переживать, что Ваш ребенок излишне тревожен и боязлив. При правильном сопровождении он научится контролировать свою тревожность и использовать ее для пользы дела. Из тревожных детей часто вырастают очень ответственные, надежные, порядочные люди. Определенный уровень тревожности, позволяет им быть внимательными и компетентными в работе.

 

свернуть

Как воспитать у детей интерес к чтению?

Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности вашего ребёнка. И, конечно, без чтения тут не обойтись. Заслуга семьи в отношении к книге и чтению очень велика. Если семья любит и много читает, то ребёнок быстро это улавливает и подражает образу жизни своей семьи. Стоит ли убеждать вас в том, что чтение – это один из лучших рецептов для нравственного роста ребёнка? Сегодня книга особенно важна, ведь она первая открывает ребёнку мир, учит сопереживать, сострадать и радоваться. Ваша задача – пробудить в детской душе эти драгоценную способность. Следует помнить: сам по себе ребёнок не получит всей полноты общения с книгой, если вы ему не поможете. Как воспитать у детей интерес к чтению? Готовые рецепты найти трудно.

 Воспользуйтесь следующими добрыми советами:

  • Начинайте читать ребёнку с самого раннего возраста.
  • Дарите детям книги. Книга – лучший подарок. Дайте ребёнку возможность самому выбрать книгу.
  • Прерывайте чтение на самом интересном месте, чтобы ребёнок ждал продолжения. Обязательно чтение перед сном! Но не переутомляйте ребёнка чтением.
  • Не читайте против его воли.
  • Обсудите произведение вместе, определяя характер прочитанного. Пусть чтение напоминает игру.
  • Нарисуйте вместе любимого героя.
  • Чтение должно быть разнообразным. Перечитывайте любимые книги.
  • В детские праздники и дни рождения проводите небольшие литературные викторины и словесные игры.
  • Соберите домашнюю библиотеку. Позволяйте малышу «копаться» в ней. Оставляйте книги везде, где ребёнок может их увидеть.
  • Если ребёнок уже читает сам, слушайте, как он читает, хвалите его. Ребёнок должен чувствовать ваш интерес.

Учите ребёнка бережному отношению к книге! Будьте примером! Если вы сами любите книгу, то и ваш малыш заразится этой любовью!

свернуть

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПИСАТЬ БЕЗ ОШИБОК

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПИСАТЬ БЕЗ ОШИБОК

По статистике 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это – повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно? Если ребенок делает ошибки, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то, наоборот, возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка. Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год. Теперь таким детям ставят диагноз – дисграфия. По статистическим данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30 %! При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно? Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок? Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме. Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками. Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

Как определить, есть ли у ребёнка дисграфия Или он просто плохо знает правила? Заглянем к школьнику в тетрадку.

 О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:

  1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
  2. Пропуск букв.
  3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
  4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
  5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
  6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
  7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»). И, наконец, «неаккуратность» в тетради:
  8. Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.
  9. «Съезжает» со строчек к концу предложения.
  10. Переносит слова как попало.
  11. Часто не делает пробелов между словами.
  12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией? Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

  1. Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант». Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.
  2. Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова» Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.
  3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм». Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина… Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете. После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова. Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал. Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).
  4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка – Упражнение «Шифровка». Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем. Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.
  5. Если ребёнок не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк». Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить. Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Чтобы ребёнок писал грамотно, можно ещё дать следующие советы родителям: Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100 % детей с проблемами по русскому языку 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма. Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения. Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом. Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга. После школы почаще массируйте массируйте ребёнку шейную и затылочную область. Всё это в комплексе и по отдельности немедленно отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.

 

 

свернуть

Шпаргалка для родителей «Игры по дороге домой»

      Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком,

в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

      Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

     Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

  1. «Отгадай предмет по названию его частей».

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

 

  1. «Отгадай, что это».

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

  1. «Назови лишнее слово».

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

  1. «Один и много» (образование множественного числа существительных): яблоко - яблоки, груша - ..., слива - ..., персик - ..., банан
  2. «Скажи наоборот» (подбор антонимов): большой – маленький, короткий - …., сладкий - …., мягкий - ….
  3. «Назови ласково» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): петух - петушок, утка - уточка, гусь - гусёнок ... курица – курочка…
  4. «Подбери признак» (подбор прилагательного): куртка (какая?) - красная, теплая ... ,Сапоги (какие?) - коричневые ..., Шарф (какой?) - ...., Пальто (какое?) - ....
  5. «Из чего какой?» (образование прилагательных от существительных): Колесо от резины - …, кабина из железа - …, Руль из пластмассы - …, сиденье из кожи - …, Кузов из дерева - …, фургон из брезента - …, Рельсы из железа - …, окно из стекла - ….
  6. «У кого - кто?» (упражнение в словообразовании):

У курицы - цыплята, у утки - .... , у гусыни - гусята, у индюшки - ... .

  1. «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных) Это чья шапка? - Моя. Это чьи перчатки? - Мои. Это чей шарф? - Мой. Это чье пальто? - Мое.
  2. «Пересчитай» (согласование числительных с существительными).

Первый заяц, второй заяц ... пятый заяц.  Один заяц, два зайца ... пять зайцев. И т.д.

  1. «Кто как голос подает?» (подобрать глагол к существительному):

корова – (му – у» (корова мычит), кошка – «мяу»

(кошка мяукает), собака - …    ., свинья - …    , лошадь - …    ,овца - …    .

  1. «Кто что делает» (подбор действий к существительным):

повар - варит,                   портниха - .... и.т.д.

свернуть

Рекомендации родителям для занятий с детьми летом

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!   

Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).   

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Упражнения для автоматизации звуков

  1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
  2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
  7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
  8. Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

(слогового анализа и синтеза)

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
  2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
  3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
  6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады,  гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
  3. - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,
  4. - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  5. - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  6. - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  7. - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  8. - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
  9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.
свернуть