Специальное образование

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на принципы, цели, задачи, приоритетные направления и механизмы развития инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.

Настоящая Концепция исходит из понимания инклюзивного образования как такой организации образовательного процесса, при которой все дети, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.), включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях основного и дополнительного образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку.

Концепция исходит из признания исключительной роли образования как социального института в становлении личности, ее социализации, важности инклюзивного образования для формирования инклюзивного общества, в котором особенности каждого его члена рассматриваются как потенциал для развития, как априорная ценность, придающая обществу многообразие и способствующая его совершенствованию.

Международный опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению их индивидуальных потребностей в обучении. Идея расширения образовательного пространства, включения в него всех детей, вне зависимости от их способностей, возможностей, культурного и социального положения, становится все актуальнее. Система образования стремится создать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех обучающихся.

Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все дети могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними; как механизм обеспечения равных возможностей в получении образования для обучающихся с разными образовательными потребностями.

Для целей Концепции используются следующие основные понятия:

Адаптивная образовательная среда – система условий (архитектурная безбарьерная среда, индивидуальный учебный план, сопровождение (ассистирование), технологии и методы обучения, учебные средства и т.д.) и отношений (инклюзивная культура), создаваемая в учреждении образования, в максимальной степени учитывающая особые образовательные потребности обучающегося.

Группа психолого-педагогического сопровождения инклюзивного класса (группы) – форма взаимодействия специалистов учреждения образования, объединяющихся для определения условий адаптации образовательной среды с учетом особых образовательных потребностей обучающихся (разработка индивидуального учебного плана, определение направлений адаптации содержания учебных программ, консультирования педагогов, родителей и т.д.).

Индивидуальный учебный план – учебно-программный документ, устанавливающий особенности получения образования в учреждениях основного и дополнительного образования обучающимися с особыми образовательными потребностями (в том числе с особенностями психофизического развития) в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – обучение и воспитание, при котором создаются условия для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся и обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития.

Инклюзивный класс (группа) – класс (группа), в котором обучающиеся, в том числе лица с особенностями психофизического развития, осваивают содержание образовательных программ основного и дополнительного образования в условиях адаптивной образовательной среды и с необходимым для успешного обучения психолого-педагогическим сопровождением.

Лицо с особенностями психофизического развития – лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и (или) препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий.

Лицо с особыми образовательными потребностями – лицо, нуждающееся в создании специальных условий, в том числе адаптивной образовательной среды, при освоении им образовательных программ.

Особые образовательные потребности – необходимость в специальных условиях, методах и дополнительных средствах образования, обусловленная особенностями (физическими, психическими, социальными, лингвистическими и т.д.) обучающегося.

Специальные условия – условия, обеспечивающие создание адаптивной образовательной среды, доступ к информационно-коммуникационным ресурсам, предоставление обучающимся с особыми образовательными потребностями, в том числе лицам с особенностями психофизического развития, педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, а также в случае необходимости – технических средств социальной реабилитации.

 

2. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В международной практике инклюзивное образование организуется и развивается для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями: одаренных и талантливых детей; детей с нарушениями поведения, девиантным поведением; детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, находящихся в социально опасном положении; детей с особенностями психофизического развития и др. Система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.

Настоящая Концепция направлена на создание целостной системы инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. Выстраивание модели инклюзивного образования для данной обобщенной категории обучающихся обусловлено следующими факторами:

- значительным разнообразием и вариативностью образовательных потребностей лиц с особенностями психофизического развития;

- продолжительной практикой обучения и воспитания их в учреждениях специального образования, что может быть расценено как сегрегация, институциализация;

- наиболее остро выраженной потребностью в создании адаптивной образовательной среды для них в учреждениях образования;

- обучением значительной части лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам не основного, а специального образования.

Актуальность развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития обусловлена также готовящимся присоединением Республика Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 году, в которой провозглашена обязанность государств-участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.

Выстраивание инклюзивного образования для лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь опирается на современное понимание целей и задач образования, актуальные представления об образовательных потребностях лиц с особенностями психофизического развития. Развитие инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь не исключает права выбора ими иных форм организации образовательного процесса и возможности получения образования в системе специального образования, т.е. в учреждениях специального образования, в учреждениях дошкольного и общего среднего образования при осуществлении в них интегрированного обучения и воспитания. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

Инклюзивное образование лиц с особенностями психофизического развития может осуществляться при получении ими дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых.

Содержание образования лиц с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования основывается на содержании основного и дополнительного образования (а не специального, в отличие от интегрированного обучения и воспитания), при этом учитываются особые образовательные потребности обучающихся, осуществляется коррекционная работа, оказывается коррекционно-педагогическая помощь. В учреждении образования при необходимости на основе типового учебного плана соответствующего уровня основного или вида дополнительного образования составляется индивидуальный учебный план обучающегося с особенностями психофизического развития, адаптируется содержание учебных программ с учетом возможностей и образовательных потребностей разных категорий обучающихся (учитывается специфика обучающихся с особенностями психофизического развития, осуществляется дифференцированный подход к ним).

 

3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Целью развития инклюзивного образования является обеспечение возможностей для получения образования всеми обучающимися, включая лиц с особенностями психофизического развития, в учреждениях основного и дополнительного образования.

Задачи, направленные на достижение поставленной цели:

  • разработка нормативного правового обеспечения инклюзивного образования;
  • осуществление научных исследований, экспериментальной и инновационной деятельности, затрагивающей разные аспекты инклюзивного образования;
  • создание системы научно-методического обеспечения инклюзивного образования;
  • создание адаптивной образовательной среды в учреждениях образования;
  • формирование толерантности у всех участников образовательного процесса;
  • формирование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, направленной на обеспечение их готовности работать в условиях инклюзивного образования;
  • повышение роли и ответственности законных представителей обучающегося с особенностями психофизического развития в получении образования.

Инклюзивное образование основывается на следующих принципах:

  • системности – инклюзивное образование представляет собой системное явление в образовании, охватывает всю систему образования, применимо на всех уровнях и во всех видах образования;
  • комплексности – инклюзивное образование вызывает изменения во всем комплексе взаимоотношений в учреждении образования, предполагает согласованную деятельность специалистов;
  • доступности – инклюзивное образование требует адаптации образовательной среды для любой категории обучающихся, в том числе обучающихся с особенностями психофизического развития, учреждениях образования всех уровней основного образования, а также дополнительного образования;
  • вариативности и учета особых образовательных потребностей каждого обучающегося, в том числе с особенностями психофизического развития, – инклюзивное образование требует индивидуализации образовательного процесса;
  • толерантности – инклюзивное образование предполагает формирование отношений, основанных на понимании, принятии и уважении существующих различий, признании равных прав.

 

  1. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И МЕХАНИЗМЫ СУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ СИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

4.1. Нормативное правовое обеспечение инклюзивного образования

Осуществление инклюзивного образования предполагает создание соответствующего нормативного правового обеспечения:

  • внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании, нормативные правовые документы, регулирующие организацию образования лиц с особенностями психофизического развития;
  • разработку плана реализации Концепции;
  • разработку порядка организации и осуществления инклюзивного образования в учреждениях образования;
  • внесение изменений в штатное расписание учреждений образования и др.

4.2.  Научно-методическое обеспечение инклюзивного образования

Для успешного осуществления инклюзивного образования необходимо проведение прикладных научных исследований, научно-исследовательских работ, выполнение экспериментальной и инновационной деятельности.

Научные исследования направлены на разработку методологических оснований инклюзивного образования, организационных и методических условий осуществления инклюзивного образования, научных подходов к отбору содержания образования по образовательным областям и учебным предметам, составлению индивидуальных учебных планов, определению характера и содержания коррекционных занятий, разработку дидактики инклюзивного образования, создание научно-методического обеспечения инклюзивного образования, выработку качественных и количественных индикаторов эффективности инклюзивности национальной системы образования.

Экспериментальная и инновационная деятельность направлена на апробацию и внедрение результатов научных исследований в сфере инклюзивного образования.

Структурные элементы научно-методического обеспечения образования по уровням основного образования могут объединяться в единые для разных категорий обучающихся учебно-методические комплексы. Содержательно учебные издания должны отвечать принципам разноуровневости, вариативности и коррекционной направленности.

4.3. Учреждения основного образования, осуществляющие инклюзивное образование

Инклюзивное образование в учреждениях основного образования реализуется при создании специальных условий, адаптивной образовательной среды. Для обеспечения качества образования всех обучающихся используются специальные педагогические методики, современные технологии, в том числе информационные коммуникационные, дистанционного обучения, проводится целенаправленная работа по формированию толерантности у всех участников образовательного процесса, в том числе законных представителей обучающихся.

Обучающимся с особенностями психофизического развития обеспечивается необходимая индивидуальная поддержка (физическая, эмоциональная, коммуникативная), создаются возможности для наиболее полного участия их в жизнедеятельности учреждения.

В штатные расписания учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование, могут быть введены дополнительные штатные единицы.

В случае успешного освоения лицом с особенностями психофизического развития образовательных программ основного образования ему выдается документ об образовании государственного образца, подтверждающий освоение лицом с особенностями психофизического развития содержания соответствующей образовательной программы.

4.3.1. Учреждения дошкольного и общего среднего образования.

В учреждениях дошкольного и общего среднего образования, осуществляющих инклюзивное образование, создаются инклюзивные группы, классы, имеющие меньшую наполняемость. Соотношение количества обучающихся с особенностями психофизического развития и обучающихся, не имеющих таких особенностей, должно обеспечивать баланс интересов обучающихся и не препятствовать успешному освоению ими образовательных программ основного образования.

Образовательный процесс для обучающихся с особенностями психофизического развития в инклюзивных группе, классе при необходимости осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом. В индивидуальный учебный план для обучающихся с особенностями психофизического развития включаются коррекционные занятия, содержание которых учитывает индивидуальные особенности и потребности каждого обучающегося.

В инклюзивных группе, классе в случае необходимости работают два педагогических работника, один из которых является специалистом в области инклюзивного или специального образования, а другой прошел повышение квалификации в области инклюзивного образования и овладел знаниями и умениями, необходимыми для работы с конкретной категорией обучающихся с особенностями психофизического развития.

Образовательный процесс в инклюзивных группе, классе поддерживается группой психолого-педагогического сопровождения.

Решение о придании учреждению дошкольного и общего среднего образования статуса инклюзивного учреждения образования принимается учредителем.

4.3.2. Учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования

Обучение лиц с особенностями психофизического развития в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования организуется в инклюзивных учебных группах; учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с особенностями психофизического развития; индивидуально.

При осуществлении инклюзивного образования в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования создается адаптивная образовательная среда, в которой лица с особенностями психофизического развития могут освоить содержание соответствующих образовательных программ (профессионально-технического, среднего специального, высшего образования) с учетом особенностей их психофизического развития и при отсутствии медицинских противопоказаний к освоению и работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации.

В учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования обучающимся с особенностями психофизического развития оказывается психологическая, педагогическая (коррекционная), техническая помощь, создаются специальные отделения, центры профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития (далее – центры). На базе центров могут реализовываться экспериментальные и инновационные проекты, организуются консультирование и стажировка педагогических кадров, проводятся семинары по вопросам инклюзивного образования, профессионального обучения лиц с особенностями психофизического развития и др.  

С целью создания благоприятных условий для профессионального обучения и включения в социум лиц с особенностями психофизического развития в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования организуется их психолого-педагогическое сопровождение.

4.4. Учреждения дополнительного образования, осуществляющие инклюзивное образование

При осуществлении инклюзивного образования в учреждениях дополнительного образования создается адаптивная образовательная среда.

Учреждениями дополнительного образования детей и молодежи широко используются возможности искусства, физкультуры и спорта, технического творчества и др. для вовлечения обучающихся с особенностями психофизического развития в образовательный процесс; проводится работа по формированию толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития, к активному взаимодействию привлекаются общественные объединения, законные представители обучающихся.

В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи может быть реализована индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодежи, которая определяет особенности получения дополнительного образования детей и молодежи учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития.

При реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, как в условиях учреждения образования, так и в условиях производства, может быть реализована индивидуальная программа дополнительного образования, определяющая особенности получения дополнительного образования взрослыми из числа лиц с особенностями психофизического развития.

В учреждениях дополнительного образования взрослых реализуются образовательные программы, направленные как на профессиональное развитие обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития, так и совершенствование возможностей и способностей личности. Дополнительное образование взрослых из числа лиц с особенностями психофизического развития может быть формальным и неформальным. Реализация образовательных программ дополнительного образования взрослых может осуществлять учреждениями образования во взаимодействии с общественными организациями и объединениями.

4.5. Роль учреждений специального образования в реализации инклюзивного образования

В реализации инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития принимают участие учреждения специального образования.

Педагогические коллективы учреждений специального образования проводят работу по формированию толерантного отношения к обучающимся с особенностями психофизического развития, демонстрируя на конкретных примерах возможности и достижения этих детей.

На базе учреждений специального образования создаются ресурсные центры, в которых концентрируются материальные, методические и иные ресурсы для работы с лицами с особенностями психофизического развития конкретной нозологической группы. Ресурсные центры способствуют повышению профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование, привлечению законных представителей обучающихся к более активному участию в образовании своих детей:

проводят мастер-классы, семинары, круглые столы, в ходе которых делятся опытом построения образовательного процесса, формирования позитивных взаимоотношений с обучающимися с особенностями психофизического развития;

организуют консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями обучающихся в условиях инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития;

обеспечивают учреждения образования, осуществляющие инклюзивное образование, доступными информационными материалами, отдельными средствами обучения, необходимыми для организации эффективного образовательного процесса.

Государственные центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации проводят психолого-медико-педагогическое обследование лиц с особенностями психофизического развития, по результатам которого составляют заключение, содержащее рекомендации о виде образовательной программы, учреждения образования, в котором обучение будет наиболее благоприятным, создании специальных условий для получения инклюзивного образования. Уполномоченные педагогические работники доводят до сведения законных представителей все преимущества и риски, связанные с выбором образовательной программы и учреждения образования.

4.6. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров

Для обеспечения функционирования и развития инклюзивного образования создается многоуровневая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников.

Содержание образовательных программ подготовки будущих педагогов на уровнях среднего специального и I ступени высшего образования должно быть ориентировано на формирование академических, профессиональных и социально-личностных компетенций, обеспечивающих эффективную профессионально-педагогическую деятельность в условиях инклюзивного образования. Это предполагает обновление и углубление содержания социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин с позиций обеспечения формирования необходимых компетенций, а также повышение методической компетентности профессорско-преподавательского состава учреждений среднего специального и высшего образования, реализующих образовательные программы подготовки педагогов.

Подготовка кадров ведется как в направлении общей подготовки педагогических кадров нового типа, ориентированных на широкое понимание инклюзии, владеющих компетенцией обеспечения комплексного сопровождения всех обучающихся, в том числе и с особыми образовательными потребностями; так и специальной подготовки педагогических работников, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях инклюзивного образования.

На II ступени высшего образования (магистратура) реализуются образовательные программы по подготовке менеджеров и специалистов в сфере инклюзивного образования.

При реализации образовательных программ дополнительного образования педагогических работников реализуются вариативные учебные модули по педагогике и менеджменту инклюзивного образования, направленные на углубление и расширение профессиональных компетенций и дальнейшее личностно-профессиональное развитие педагогических и руководящих кадров.

С целью непрерывного совершенствования компетенций в области инклюзивного образования управленческих и педагогических кадров осуществляется методическое обеспечение их деятельности в межкурсовой период.

4.7. Участие, ответственность законных представителей. Роль общественных объединений

Законные представители обучающихся с особенностями психофизического развития являются полноправными участниками образовательного процесса. Они выбирают из рекомендованных психолого-медико-педагогической комиссией государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации учреждение образования для своего ребенка с особенностями психофизического развития (учреждение специального образования; учреждение, в котором осуществляется интегрированное обучение и воспитание; учреждение, в котором осуществляется инклюзивное образование) и несут ответственность за принятие решения о выборе учреждения образования  и образовательной программы.

При осуществлении инклюзивного образования значительно возрастает роль законных представителей обучающихся в успешном освоении образовательных программ, создании адаптивной образовательной среды, социализации обучающихся.

Общественные объединения, в том числе общественные объединения, представляющие интересы лиц с инвалидностью, могут оказывать учреждениям образования помощь в создании адаптивной образовательной среды, формировании толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития, позитивных социальных представлений и установок о возможностях людей с инвалидностью, адекватных социальных установок у обучающихся с особенностями психофизического развития и их законных представителей, нормально развивающихся сверстников, информируют об успешных практиках инклюзивного образования, взаимодействуют в реализации социальных проектов, касающихся инклюзивного образования.

Общественные объединения могут привлекаться к разработке научно-методического обеспечения инклюзивного образования, эффективных технологий и методик работы с обучающимися в условиях инклюзивного образования.

4.8. Финансирование развития инклюзивного образования

В целях успешной реализации инклюзивного образования осуществляется финансирование научных исследований, научно-методического обеспечения инклюзивного образования.

Осуществляется нормативное финансирование инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития с применением коэффициента, учитывающего степень тяжести нарушения и, следовательно, необходимость разумных приспособлений, учитывающих индивидуальные образовательные потребности.

Разрабатываются эффективные механизмы оплаты труда педагогических работников учреждений инклюзивного образования. Вносятся изменения в типовые штаты и нормативы численности работников данных учреждений образования, предусматривается введение при необходимости дополнительных штатных единиц (учителя специального образования, учителя инклюзивного образования, педагога-психолога, педагога-ассистента, сурдопереводчика, сопровождающего обучающегося с особенностями психофизического развития, и т.п.).

Финансирование инклюзивного образования осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательств.

 

5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

На первом этапе реализации Концепции (2015 – 2017 гг.) осуществляются разработка нормативной правовой базы, научно-методического обеспечения, научные исследования, экспериментальная и инновационная деятельность, подготовка кадров, создание специальных условий и адаптивной образовательной среды в учреждениях образования. В 2015-2017 годах экспериментально апробируется модель инклюзивного образования в учреждении образования.

На втором этапе (2018 – 2020 годы) отдельные учреждения образования осуществляют инклюзивное образование. Продолжается разработка научных основ, научно-методического обеспечения инклюзивного образования, подготовка кадров для работы с обучающимися с разными образовательными потребностями, осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность.

На третьем этапе (2020 и последующие годы) происходит увеличение количества учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование. Продолжается работа по обозначенным выше направлениям.

 

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Реализация Концепции будет способствовать:

  • обеспечению равных прав в получении образования;
  • повышению качества образования и качества жизни всех обучающихся через раскрытие и развитие их духовно-нравственного потенциала, расширение возможностей социализации;
  • максимально возможному включению обучающихся с особенностями психофизического развития в образовательный процесс основного и дополнительного образования;
  • формированию толерантности в образовательной среде и социуме и посредством этого упрочению социальных отношений, основанных на партнерстве, уважении, принятии различий;
  • расширению и углублению профессиональной компетентности педагогических работников в полисубъектном образовательном пространстве;
  • разработке и внедрению инновационных технологий и методик, современных эффективных подходов к организации совместного образовательного процесса обычных детей и детей с особенностями психофизического развития;
  • повышению ответственности родителей за обучение и воспитание детей путем их активного вовлечения и партнерства;
  • обеспечению архитектурной доступности учреждений образования.
свернуть

План работы опорного по интегрированному обучению и воспитанию Государственного учреждения образования «Средняя школа №12 г. Лиды» на 2023/2024 учебный год

                                                                                     

 

 

 

свернуть

План работы консультационного пункта для учителей-предметников, работающих на II ступени общего среднего образования в классах интегрированного обучения и воспитания

№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

1.

Научно-методический блок

 «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся с особенностями психофизического развития (далее ОПФР) на уроках русского, белорусского языка и литературы»

Практический блок

Мастер-класс «Использование проблемных ситуаций на уроках русского, белорусского языка и литературы»

 

октябрь

Заместитель директора по учебной работе Бинкевич Е.В., учителя-дефектологи

 

 

2.

Научно-методический блок

 «Современные организационные-методические подходы к трудовому обучению учащихся с интеллектуальной недостаточностью в VI - X классах»

Практический блок

Урок трудового обучения в IX классе

 

декабрь

Заместитель директора по учебной работе Бинкевич Е.В., учителя-дефектологи

 

3.

Консультации по запросам

январь

Заместитель директора по учебной работе Бинкевич Е.В., учителя-дефектологи

 

4.

Научно-методический блок

 «Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у учащихся с ОПФР»

Практический блок

Мастер-класс «Приёмы и формы организации контрольно-оценочной деятельности учащихся с ОПФР на уроках математики, формирование их самооценки»

 

февраль

Заместитель директора по учебной работе Бинкевич Е.В., учителя-дефектологи

 

 

Педагогический практикум «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нарушениями поведения и общения»

март

Педагоги-психологи Лидского районного ЦКРОиР

5.

Научно-методический блок

 «Особенности организации учебных занятий в классе интегрированного обучения и воспитания. Требования к планам учебных занятий, специфика их оформления» (презентация практического материала);

«Формирование ключевых компетенций у учащихся с ОПФР на уроках биологии»

Практический блок

Урок биологии в IX классе

 

апрель

Заместитель директора по учебной работе Бинкевич Е.В., учителя-дефектологи

 

 

 

Заместитель директора

по учебной работе                                                            Е.В.Бинкевич

свернуть

ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1

2

3

 

 

7

8

10

11

12

 

 

  •  
свернуть

ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

В ОБЛАСТИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

  • п. 8 ч. 2 ст. 166 Трудового кодекса Республики Беларусьнаниматель обязан по желанию работницы предоставить трудовой отпуск за первый рабочий год до истечения шести месяцев работы;
  • п. 1 ч. 1 ст. 189 Трудового кодекса Республики Беларусьнаниматель обязан по желанию работницы предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней;
  • ч. 3 ст. 263 Трудового кодекса Республики Беларусьнаниматель может привлекать работницу к ночным, сверхурочным работам, к работе в государственные праздники, праздничные и выходные дни, направлять в служебную командировку только с её письменного согласия;
  • ч 1. ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусьнаниматель обязан по заявлению работницы предоставлять ежемесячно один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счёт средств государственного социального страхования;
  • ч. 3 ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусьнаниматель может предоставлять один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определённых Инструкцией о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка, утвержденной постановлением Совмина от 11.06.2014 №34

В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ:                                      

  • Гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, имеющим ребёнка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии двух и более детей-инвалидов указанного возраста – на 20 процентов (абз. 17 ст. 24 Закона от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь»)
  • Пунктом 2 Указа Президента от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29»предусмотрено, что контракты с женщинами, имеющими детей-инвалидов до восемнадцати лет, трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, не заключаются, если они не дали согласия на заключение таких контрактов.

В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

В соответствии с подпунктом 63.11, пункта 63 Указа Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 г. № 563 семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, в случае если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ЛЬГОТЫ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В соответствии со ст. 164 Налогового кодек Республики Беларусь родителям, имеющим детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 52 рублей на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода.

ст . 265 НК РБ ставка единого налога снижается для плательщиков – родителей (усыновителей) ,воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, – на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором ребенок-инвалид достиг

восемнадцатилетнего возраста, на основании документа, удостоверяющего личность, и удостоверения ребенка-инвалида.

ЛЬГОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2010 № 229 плата за получение дополнительного образования детей и молодежи в школах искусств не взимается с семей, с законных представителей воспитывающих ребенка-инвалида до 18 лет.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2008 № 307 плата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях, иных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования финансируемых из республиканского и местных бюджетов, не взимается с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005 №177 обеспечиваются бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов учащиеся учреждений общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, а также учреждений высшего образования при освоении содержания образовательной программы среднего образования семьи, воспитывающие ребенка-инвалида.

В соответствии с п.6 Указа Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 №542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

свернуть

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

СИНДРОМ ДАУНА

Что такое синдром Дауна (часть 1)

Что такое синдром Дауна (часть 2)

Навыки опрятности у детей с синдромом Дауна

Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна

Развитие ребенка с синдромом Дауна в раннем возрасте

Советы для родителей ребенка с синдромом Дауна

 

АУТИЗМ

Информация для родителей, воспитывающих детей с аутизмом

2 апреля. Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Аутизм. День информирования

Диагностика моторного развития ребенка с синдромом раннего детского аутизма

Развитие моторики у детей с аутизмом

Советы родителям ребёнка с аутизмом

 

НЕЙРОМЫШЕЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Нейромышечные заболевания у детей

Воспитание ребенка с церебральным параличом в семье

Как предотвратить контрактуры и деформации суставов у детей с двигательными нарушениями

Развитие движений у детей с нарушениями зрения и помощь им в развитии движений

Быть братом или сестрой инвалида

свернуть

Мастер-класс по экологическому искусству "Растения моей земли"

10.04.2024

Мастер-класс по экологическому искусству в ЛРЦЭТиК

Флористический мастер - класс в ЛРЦЭТиК

Изготовление бутоньерки " Цветок Победы" в рамках социального проекта " Инклюзивная мастерская "Простые вещи".

05.05.2023

Неделя толерантности

В СШ№12 г.Лиды в рамках недели толерантности с целью воспитания у подрастающего поколения миролюбия, потребности и готовности к конструктивному взаимодействию прошли акция "Согрей душу теплым словом", концертная программа "Вместе мы сила!", конкурсно-игровая программа "Подари свет". ⇒⇒⇒

 

свернуть

2  АПРЕЛЯ – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2  АПРЕЛЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА

Каждый год 2 апреля во всем мире проводят - День распространения информации о проблемах аутизма.
Синий цвет считается цветом поддержки людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, так как цвет ассоциируется с надеждой на то, что благодаря распространению информации об этой проблеме, больше детей получат квалифицированную помощь вовремя.
С ребятами в оздоровительном лагере была проведена беседа о том, что «особенные дети», такие же, как все люди, и люди с особенностями не отчаиваются, а продолжают жить полноценной жизнью. Знакомили с правилами деликатного общения с людьми с особенностями, что таким людям нужно наше внимание, помощь, забота, дружба. Посмотрели видеофильм о детях с аутизмом. Ребята приняли участие в акции "Зажги синим".

Аутизм,  или  расстройства  аутистического  спектра  (РАС), — термин, используемый  для  описания  группы  расстройств  развития  центральной нервной  системы.

Эти  расстройства  проявляются  главным  образом нарушениями в трех сферах:

1. Общение - как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия).

2. Разговор - как  человек  разговаривает,  пользуется  жестами  или выражением лица (нарушения в области коммуникации).

3. Поведение - как  человек  ведет  себя (своеобразие,  ограниченность  и  стереотипность  интересов  и деятельности).

Аутизм часто сочетается с другими нарушениями. Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. К подростковому возрасту примерно у 10 – 30% детей с аутизмом развивается эпилепсия.

Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники. Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра.

Некоторые (около 20-25 %) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, пос тупать в высшие учебные заведения и работать.

Ребенок  с  аутизмом  может  появиться  в  любой  семье,  вне  зависимости  от  достатка,  образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины.

Что делать, если вы стали случайным свидетелем истерики, связанной с аутизмом?

Истерики у детей случаются нередко, и это касается не только детей с аутизмом. Однако  гораздо труднее успокоить ребенка, если у него аутизм.

Важно понять, что ребенок в состоянии истерики уже прошел тот этап, когда он может прислушаться к чужим уговорам. Он потерял контроль над собой.

При наличии аутизма истерика связана с более высоким риском причинения себе вреда. В  этот момент приоритет родителей — это безопасность ребенка, а не удобства окружающих.

Доверяйте  родителям  и  их  знанию  своего  ребенка.  Скорее  всего,  они  в  курсе,  что  конкретно спровоцировало истерику, и они знают, как лучше всего успокоить ребенка.

Не бойтесь подойти к родителям и спросить, можно ли им чем-то помочь. Будьте готовы принять ответ «нет».

Если  кто-то  будет  негативно  комментировать  ситуацию — отвечайте  вместо  родителей.  Помогите информировать  других  людей,  что  истерика  была  вызвана  трудностями  ребенка,  и  это  не  имеет отношения к родительскому воспитанию.

Продолжительность истерики может быть разной. Она не зависит ни от вас, ни от родителей. Лучшая помощь с вашей стороны — это ваше спокойствие и попытки успокоить.

свернуть
Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения