Инновационный опыт

«Нравственное развитие обучающихся

в современном образовательном пространстве

на православных традициях и ценностях белорусского народа»

   Актуальность воспитания подрастающего поколения на исторических, культурных и религиозных ценностях своего народа значительно возрастает перед лицом современных вызовов и угроз. «Разрушение традиционных религиозно-нравственных норм является главным вызовом человечеству», - отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

   В настоящее время учащиеся имеют большие возможности: разнообразие материальных ресурсов, предметов обихода, новейших разработок гаджетов. Однако при этом у них искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.  Законные представители зачастую заняты добычей именно материальных благ для своей семьи и, ссылаясь на постоянную занятость и усталость, забывают о самом главном: воспитании нравственных ценностей своих детей, которые вырастают потребителями и эгоистами. Как результат, в современном обществе наблюдается развитие отрицательных ценностных ориентаций: пропаганда насилия и экстремизма, ранние сексуальные связи и доступность порнографической продукции, пропаганда однополых браков. Исконные традиции и ценности белорусского народа уходят на второй план.

   Потребность общества в нравственно зрелой личности определило необходимость создания условий для нравственного развития подрастающего поколения на православных традициях и белорусских народных ценностях, которые обладают огромным воспитательным потенциалом. Нравственное развитие – это в первую очередь осмысление человеком своего предназначения, проявление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

   Представленные материалы получены в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение модели нравственного развития обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа с учетом регионального социокультурного кластера» под руководством консультантов: Бройко А.В., директор общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Ефросинии Полоцкой», Финькевич Л.В., заведующий кафедрой психологии учреждения образования  «Белорусский государственный университет имени М.Танка», кандидат психологических наук, доцент.

   Проект реализовывался с 2018 по 2021 год.

 Реализация проекта позволила повысить уровень нравственной самооценки учащихся. У обучающихся сформировался ценностный подход к таким понятиям, как вежливость, забота, взаимовыручка, дружба, милосердие, любовь. Наблюдается снижение неблагоприятных показателей и кризисных проявлений в семьях учащихся. Значительно выросла положительная оценка церкви как союзника родителей и педагогов в деле нравственного воспитания детей.

  Представленные материалы могут быть полезны классным руководителям I-IV классов, заместителю директора по воспитательной работе.


Описание модели

Теоретические основы

В наиболее общем смысле термин нравственное развитие обозначает процесс, с помощью которого дети интернализируют общественные понятия о правильном и неправильном (М. Кордуэлл).

В области психологии существуют разные теории интерпретации нравственного развития: теория социального обучения, теория психоанализа, теории когнитивного развития. В целом процесс нравственного развития личности один из самых сложных, длительных и трудоемких, порою результаты кажутся незаметными, а в контексте «культуры полезности» (А.Г. Асмолов) затраты, на внешний взгляд, кажутся даже бесполезными.

Условно процесс нравственного развития личности можно разделить на два взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа: этап нравственного воспитания и этап самовоспитания (Е.Е. Витрук).

Этап нравственного воспитания состоит из нескольких уровней, основные из которых: этический, уровень вежливости, воспитанности и собственно нравственный уровень.

Уровень нравственности является вершиной нравственного воспитания и необходимым условием для дальнейшего нравственного самосовершенствования личности.

Достижение данного уровня возможно только при условии целенаправленной, планомерной, заинтересованной, осмысленной работы всех субъектов воспитательного процесса (семьи, школы, социальных институтов и активности самих воспитанников) в образовательном пространстве, рассматриваемом как вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры образующегося. 

В исследованиях Бондыревой С.К., Бочаровой В.Г., Давыдова Ю.С., Загвязинского В.И. и других показано, что образовательное пространство и социальная среда являются педагогическими факторами и несут огромный образовательный и воспитательный потенциалы, поэтому важно системное взаимодействие социальной среды, школы и пространства.

Описание структуры и содержания модели

В модели выделено 3 основных блока.

  1. Концептуально-целевой блок.

Модель, положенная в основу инновационного проекта, сформирована на основе нескольких концептуальных подходов к изучению проблем нравственного развития личности обучающегося в современном образовательном пространстве: аксиологический подход (предполагает приоритетное значение ценностей личности и коллектива в процессе образования и воспитания), личностно-ориентированный подход (подразумевает индивидуализацию и творческую направленность образовательного и воспитательного процесса по повышению уровня нравственного развития личности обучающегося в образовательном пространстве),  деятельностный подход (основным принципом которого является принцип единства сознания и деятельности, предполагает взаимосвязь и взаимозависимость сознания и психики и различных форм предметной деятельности), системный подход (образование и воспитание рассматриваются как системы, обладающие определенными структурами, но не сводимыми к сумме конкретных элементов, в них свойства каждого элемента определяются его местом в общей структуре).

  1. Содержательно-деятельностный блок

Его новизна состоит в том, что в рамках организации образовательного процесса создан региональный социокультурный кластер по взаимодействию учреждения образования с учреждениями дошкольного, среднего специального, дополнительного образования, учреждениями культуры, расположенными в микрорайоне школы, а также социальными партнёрами по нравственному развитию личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа. Объединение ресурсов (интеллектуальных, информационных, кадровых, культурно-досуговых, материально-технических, финансово-экономических) данных учреждений и организаций позволит более эффективно осуществлять процесс нравственного развития обучающихся в образовательном пространстве (Рис 1).

Рис. 1. Региональный социокультурный кластер.

Кластер повышает устойчивость системы и ее производительность.

Деятельность по реализации инновационного проекта организована с учетом преемственности в системе «дошкольное образование – общее среднее образование – среднее специальное образование».

Реализация кластера осуществляется координационным советом на основании планов совместной работы по реализации инновационного проекта между государственным учреждением образования «СШ№12 г.Лиды», учреждением образования «СШ№11 г.Лиды», государственным учреждением образования «СШ№13 г.Лиды» и православным приходом, отделом религиозного образования и катехизации Новогрудской епархии, прихода храме иконы Божьей матери «Всецарица», а также с учреждениями дополнительного образования.

С целью координации деятельности в рамках регионального социокультурного кластера создан координационный совет, в состав которого входят руководители вышеперечисленных учреждений и организаций, а также творческая группа из числа педагогов и работников данных учреждений.

3.Результативно-коррекционный блок

Регулярное и постоянное отслеживание результатов деятельности всех участников инновации, проведение мониторинга (стартового, промежуточного, итогового) позволило достигнуть оптимальных результатов, обеспечить своевременную коррекцию деятельности. Диагностическим инструментарием стали: Методика диагностики нравственной самооценки, Диагностика отношения к жизненным ценностям (перейти).

Направления работы

С целью качественного внедрения модели в учреждении образования была организована работа с педагогами, с обучающимися и с родителями.

Для учащихся I ступени общего среднего образования на основании заявлений законных представителей организованы факультативные занятия «Основы православной культуры» (2 группы), объединение по интересам «По страницам священной книги» (6 групп). Необходимо отметить, что педагогами разработана программа объединения по интересам «По страницам Священной книги» (на основе типовых программ дополнительного образования детей и молодёжи, базовый уровень изучения образовательной области «Человек», общественно-гуманитарный профиль), содержание образовательных областей которых дублирует темы учебно-тематического плана факультативных занятий «Основы православной культуры» (перейти). Программа объединения по интересам имеет методическое сопровождение, утверждена директором учреждения образования, согласована с начальником управления образования. Это позволило компенсировать дефицит часов факультативных занятий и увеличить число учащихся, охваченных постоянными формами работы по формированию нравственной культуры на основе православных традиций.

Для учащихся всех ступеней образования необходимо разработать циклы классных часов по вопросам нравственного воспитания, которые были бы направлены на формирование совестливости, гуманности, честности, гражданственности, доброжелательности, бескорыстия и других качеств, а также на предупреждение таких пороков, как пьянство, курение, наркомания, которые считаются грехом и приносят вред душе и телу человека (перейти).

Важно предусмотреть также мероприятия по нравственному воспитанию в рамках шестого школьного дня.  В соответствии с календарным  планом  инновационной деятельности в шестой школьный день нами были включены мероприятия: уроки православного краеведения («12 жемчужин Лидского благочиния», «Символика и устройство православного храма», «Святыни земли белорусской»), философские столы («Совесть и раскаяние», «Великая сила молитвы»), уроки нравственности («Вечные ценности», «Ложь как темная сторона жизни»), часы общения («Поговорим о милосердии»), интеллектуальные и  ролевые игры («О церковных таинствах», «Душа обязана трудиться»), практикумы по культуре общения («Любовь к себе и к людям: взаимосвязаны ли эти понятия?»), а также осознание ценности жизни и профилактику суицидального риска («Жизнь как ценность и дар Божий», «Ответственность человека за свое физическое и духовное здоровье»). Проведенные мероприятия стали частью собранного методического материала и банка форм по духовно-нравственному воспитанию учащихся (перейти).

Необходимо помнить, что духовным центром учреждения образования является библиотека, поэтому необходимо ее включить в работу по внедрению модели нравственного развития обучающихся. На базе школьной библиотеки нашего учреждения образования для учащихся организована работа школьного видеосалона «Уроки нравственности», где проведены тематические кинопоказы с последующим обсуждением анимационного фильма «Иисус Христос», фильма-притчи «Как Спаситель в гости ходил», художественных фильмов «Остров», «Поп», «Счастливая звезда», «Рождественская девочка», «За имя Мое», «Маленькая принцесса», «Костяника», «Пеликан», «Мост», «Мальчик в полосатой пижаме», «Белый плен», «История дельфина», «Спас под берёзами», «Доброе слово», «Великая суббота», «Схождение благодатного огня», «Пасхальные обычаи», «Святая гора Афон», «Здесь мы дышим воздухом Материалы собранной видеотеки могут использоваться классными руководителями.

На формирование нравственных качеств учащихся направлена также деятельность на базе библиотеки дискуссионного клуба «Выход» и интеллектуального клуба «Дюжина». Тематика заседаний («Искусство жить в семье», «Жизненные ценности», «Милосердие», «Рождественские загадки», «Монастыри Беларуси») способствует укреплению правильных нравственных ориентиров несовершеннолетних (перейти).

         Необходимо отметить успешную реализацию волонтерского проекта «Читаем книги малышам», цель которого не только вызвать интерес   учащихся младшего школьного возраста к чтению и книгам, но и приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям через чтение сказок. Прежде, чем познакомить младших школьников со сказкой, подростки сами анализировали ее содержание, выделяли ключевые моменты, определяли морально-нравственную проблематику. В итоге знакомства со сказкой младшие школьники делали иллюстрации. Результатом реализации проекта «Читаем книги малышам» стал выпуск брошюры «Сказки для младших школьников» (перейти).

         С целью формирования у учащихся самостоятельности и ответственности, сопереживания и способности помочь другим людям в учреждении образования организована работа клубов «Забота», «Рука помощи» и «Милосердие». Учащиеся посещают ветеранов войны и труда, одиноко проживающих граждан, оказывают им посильную помощь, организовывают поздравления с праздниками. Традиционными стали акции ко Дня пожилых людей «Согреем ладони, разгладим морщинки», селфи-акция «Моя бабушка», ко Дню Победы «Память сердца», «Ветеран  живет рядом», которые способствовали знакомству и налаживанию контакта между поколениями, развитию у ребят чувства долга перед ветеранами труда, а также перед теми, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины (перейти).

         Традиционным стало проведение благотворительной акции для детей, находящихся на лечении в детском отделении УЗ «Лидская ЦРБ», и детей, находящихся на государственном обеспечении в ГУО «Лидский районный социально-педагогический центр». Организованы и проведены благотворительные акции «Подарок другу», «Спешите делать добро», «Рождественский подарок другу» (перейти).

В тесном сотрудничестве с ГУО «Лидский районный центр туризма и краеведения учащейся молодежи», при поддержке протоирея Сергия Шафароста, было организовано знакомство с православными храмами города и района, их историей, с предназначениями церковных атрибутов, образами святых на иконах, правилами поведения в храмах. По результатам паломнических поездок была выпущена брошюра «Православные храмы Лидчины» (перейти) и оформлена исследовательская работа «История моего прихода» (перейти 6).

Эффективной формой взаимодействия с родителями стал семейный клуб «Семья». Работа клуба организовывалось в соответствии с Положением о семейном клубе и планом работы на учебный год. В работе клуба рекомендуется задействовать медицинского работника, библиотекаря, педагога-психолог, священника, педагога социального, инспектора ИДН. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, способствует расширению тематик заседаний, установлению доверительных отношений, формированию гармонически развитой личности.

Необходимо отметить, что вовлечь родителей   в работу семейного клуба помогают такие формы деятельности, как дни творчества детей и родителей, клубные семейные вечера и праздники, открытые внеклассные мероприятия, совместные экскурсии и походы (перейти).

Важным условием эффективной работы является организация методической работы с педагогами, осуществляющими инновационную деятельность. Организована работа консультационного пункта для участников инновационной деятельности «Инновационная культура педагога как главное условие развития образования». Организационные вопросы решались через инструктивно-методические совещания с участниками инновационной деятельности. Педагоги учреждения образования ежемесячно принимали участие в районной Школе педагогического мастерства «Свет души» для учителей, преподающих факультативное занятие «Основы православной культуры».

Педагоги регулярно обменивались своим опытом работы по нравственному воспитанию учащихся в рамках заседания школьного методического объединения классных руководителей, а также на районном и республиканском уровне (перейти).

Продуктом деятельности педагогов стала книга-брошюра «Детям о нравственности» (составитель Кулеш А.И.). Книга содержит определения нравственных понятий, тематические притчи, стихи, игры и творческие задания, цитаты из Библии, пословицы, направленные на глубокое осмысление той или иной темы, на развитие творческого потенциала детей. Книга-брошюра «Детям о нравственности» может использоваться учащимися, родителями и педагогами (перейти).  

 

 

Список литературы

  1. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. – 270 с.
  2. Ильин, И.А. Основы христианской культуры / И. А. Ильин – СПб.: Шпиль, 2004. -  25 с.
  3. Осипов, А.И. Духовность. Традиция. Патриотизм / А.И. Осипов. – Минск: Молодежное научное общество, 2001. – 100 с.
  4. Осипов, А.И. Православие и духовная безопасность / А.И. Осипов. – Минск: БПЦ, 2012. – 224 с.
  5. Правовое взаимодействие учреждений образования с религиозными организациями в Республике Беларусь: пособие для руководителей учреждений образования, учителей, воспитателей, студентов / сост. А.В. Бройко.– Минск: Адукацiя i выхаванне, 2007.–152 с.
  6. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека (Теоретический и эмпирический анализ ключевых проблем психологии социализации) / С. И. Розум – СПб.: Речь, 2006. – 365 с.
  7. Финькевич, Л.В. Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников в эпоху смены научных парадигм // Дошкольное детство: наука – практике. Материалы международной научно-практической конференции (4-5 апреля 2006).–Могилев: МГУ им. Кулешова, 2006.–С. 25-28
  8.  Финькевич, Л.В. Формирование духовности личности в процессе социального развития на этапе дошкольного детства // Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе: сб. науч. трудов. В 2 ч. – Минск: БГПУ, 2009.–Ч. 1.–С. 146-149
  9.  Финькевич, Л.В.  Мировосприятие детей дошкольного возраста как фактор психологического здоровья личности // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. – Минск: БГПУ, 2013. – C.167-170.
  10. Финькевич, Л.В., Бройко, А.В. и др. Духовно-нравственное воспитание учащихся на православных традициях белорусского народа: пособие для педагогов / Л.В. Финькевич и др. – Минск: БПЦ, 2015.– 319 с.